среда, 9 января 2013 г.

Новогодняя Европа


Небольшой отчет о поездке в Европу на Новый год. Тур нам очень понравился и проведенные 9 дней в Европе оставили прекрасные воспоминания и кучу впечатлений. Конечно, за то небольшое время что проводишь в разных странах и городах, не успеешь толком насладиться и прочувствовать атмосферу, но зато точно узнаешь куда стоит вернуться. Лично мне очень понравились Париж, Амстердам и, конечно, Стокгольм, в котором я не разочаровался в очередной раз. Германия и Финляндия как-то не зацепили, не легли в душу, а Бельгия оставила неоднозначные впечатления, я в них еще не разобрался. Итак, обо всем по порядку...


Решение о праздновании Нового Года за границей возникло у нас где-то в октябре, потому что отмечать его дома не хотелось, ехать к кому-нибудь на дачу и пить там до конца праздников тоже особого резона не было, вот и придумалось: "А почему бы не скататься в Европу?" Посмотрели предложения туроператоров, прикинули финансовые возможности и поехали оформлять автобусный тур по 6 странам с празднованием Нового Года в столице Франции общей продолжительностью в 9 дней.

Итак, визы получены, вещи собраны и мы к 5.45 утра топаем на Лиговский проспект к месту отправления. Погода подкинула нам каверзу и после недели хороших морозов вдруг наступила оттепель и у нас под ногами хлюпала слякоть. В руках тяжелые сумки, а ноги так и норовят разъехаться в разные стороны на намерзших гребешках на тротуарах. Автобус нашли быстро, погрузились и познакомились с нашим гидом - Еленой. Начало путешествия было, как всегда, веселым - две девушки опоздали к отправке и догоняли нас уже по пути к Выборгу на такси. Догнали, никуда не делись и с ворчанием присоединились к нам. К слову, девушки оказались нормальными и вполне адекватными, сидели позади нас и ни капельки не напрягали.

Как ни удивительно, границы мы прошли с рекордной скоростью, потратив около 30 минут на Российскую границу и примерно столько же на Финскую. Ну и покатились дальше по Финляндии, держа курс на Хельсинки - первый город в нашем списке Европейского турне. Голос Елены был столь утомительно снотворен, что мы почти все время спали. Вычитывая из электронных путеводителей нужные данные она постоянно делала рваные паузы в предложениях, что, с одной стороны, позволяло концентрировать внимание на рассказе, а с другой - утомляло уже через пять-десять минут прослушивания. В общем, купленные надувные подушки оказались очень кстати и мы не могли им нарадоваться всю поездку.

Турку, Кафедральный собор
Хельсинки нас встретил белоснежным снежком, посыпанными измельченным гравием дорогами и тихими предпраздничными улочками. Вернее, конечно же, праздники у них уже по большей части прошли, ведь Новый Год в Европе практически не празднуют. Покатались по городу на автобусе, погуляли пешочком по центральной части и даже успели в свободное время заскочить в пару сувенирных магазинчиков.

Путь от Хельсинки до Турку занял еще некоторое время, на протяжении которого Елена не прекращала вещать всякие интересности о Финляндии и Финнах, а мы не уставали дремать. Нам на водном пути между Финляндией и Швецией достался самый большой паром на Балтийском море - Европа: огромный двенадцатипалубный корабль с вертолетной площадкой, саунами, бассейнами и кучей развлекательных центров. Я, конечно, не плавал на океанских лайнерах, на которых, наверное, еще больше всякой ерунды, но и этих масштабов мне хватило за глаза. Погода была хорошая, ветра особого не было, так что судно шло по морю как нож по маслу - ровно и тихо. Распределили нас в четырехместную каюту, в которой мы отдыхали с Викторией и Юлей - женщинами, также ехавшими парой. Отличные тётки! Виктория - в прошлом экскурсовод по северной Европе и знает ее вдоль и поперек. Юлия - работница Сбербанка, но тоже общительная и забавная. Пообщались в первый совместный вечер, попили ликерчиков из tax free и улеглись спать. К слову, немножко не хватало каких-нибудь домашних штанов в каюте, потому что ходить в одних трусах вроде как считается не очень приличным :) Но так как меня это заботит не сильно (по крайней мере никто в каюте резко не возражал), то совместное проживание протекало спокойно.

Стокгольм, Старый город
К 6 утра пришвартовались в Стокгольме, а из-за того что мы купили завтрак на пароме пришлось отрывать себя от подушек аж в 4 утра! С учетом перевода часов сначала на Финское время (-2 часа), а потом и на Европейское (-3 часа) - это было, слава богу, порядка 7 утра по Москве, так что не сильно напрягало. В Стокгольме, опять же, покатались и погуляли пешком по центру города, где посетили уже знакомые мне по предыдущей поездке места. Красивый город, черт побери, чем-то на Питер похож, оттого и кажется еще роднее.

В Стокгольме купили сувенирчиков, перекусили и снова на автобус - держать курс на Мальме  портовой город, откуда мы и поплывем дальше в центральную Европу. Перегоны, конечно, довольно большие по расстоянию и времени, но на второй день мы настолько привыкли к сидениям в автобусе, что это было не в тягость. Спали, смотрели в окна на прекрасную природу Швеции, болтали, а на остановках, что делаются раз в 2-4 часа выходили покурить и поразмять ноги. Как раз к вечеру не торопясь подкатили к следующему нашему парому, который должен был доставить нас в Германию. Он был значительно меньше, да и вообще, больше предназначался для перевозки грузов, так что кают было мало, tax free кроме спиртного ничего не содержал, а качало-то в нем как :)  Но, что удивительно, понравился мне паромчик этот больше - какой-то он по-домашнему уютный. Я еще умудрился подпростыть и завалился спать пораньше, стараясь не разболеться, ибо впереди еще куча всего, на что стоит смотреть не моими слезящимися глазами, а нормальным ясным взором.

Амстердам, Цветочный рынок
Утром вставали как обычно в районе 4.50, потому что прибывали в Росток мы в 6.00 и надо было собраться, умыться, кофе себе наделать. Оценили подготовленность Виктории, которая предоставила нам в аренду кипятильник и кружку (они сразу же были внесены в мой мысленный список покупок "must have"), что позволило наслаждаться неплохим заварным кофе "3 в 1" по пути из Ростка в Амстердам, а это около 500 километров. По дороге стрелял у попутчиков фервексы и колдрексы, намешав в итоге такую термоядерную смесь у себя в организме, что он с перепугу выздоровел к вечеру. Побывали на заводе сыроварения, где смешной дядька по имени Иван рассказал нам как делается сыр, дал попробовать все их сорта. Мы купили прекрасный плавленный сыр и кусок обычного классического сыра, который просто тает во рту! Еще немного погуляли по Амстердаму, где на дорогах надо бояться не машин, а велосипедистов, коих тут видимо-невидимо, купили опять же сувениры и отправились ближе к вечеру в транзитный отель, который располагался во Франции, километрах в 200 от Парижа. Там было классно - отдельные номера, неплохая отделка, комфортно и уютно.

Амстердам, река Амстел
Все-таки в таких поездках начинаешь ценить сон в горизонтальном положении когда можно вытянуть ноги, укрыться чистыми теплыми одеялами и провалиться в сон на мягком матрасе. Чудные часы сна, да и вставать нам в кои-то веки надо было не в такую рань как мы привыкли, а аж в 8 утра, потому как на 10 был назначен отъезд в Париж, по сути, цель нашего путешествия.

В общем - до Парижа докатили на одном дыхании и даже экскурсию по городу не проспали, настолько было интересно. Город красивый и, как ни странно, тихий. Машин не очень много, народу, шатающегося по улицам, тоже как-то не так много, как ожидалось, хоть и канун Нового Года. Дали нам и свободного времени чуточку, хотя я не видел в этом особого смысла, так как впереди все равно 1,5 суток можно делать все что душе заблагорассудится. Ну и до отеля мы, наконец, добрались часам к 18. Пока устроились, пока в душ сходили, переоделись малость да отдохнули, вот уже и 20.30 - пора готовиться встречать Новый Год по Московскому времени. Встретились своей уже устаканившейся компанией - мы, Юля, Виктория и прибившийся к нам Юра - мужичок, который по каким-то там своим обстоятельствам поехал один. Дамы успели состряпать шикарный стол из картошки, салатиков, колбаски, рыбки и даже икры... Шампанское и вино купили накануне в ближайшем магазинчике, находящемся в паре сотен метров от отеля.

Париж, Лувр
Встретили, поболтали, выпили и отправились в Париж (а отель наш находился в пригороде) на, собственно, французский Новый Год. Решили доехать до Лувра, который я давно уже хотел сфотографировать в ночном свете, а оттуда прогуляться по Елисейским полям до точки сбора, где нас в 1.00 должен был подобрать автобус, который бы отвез всех в гостиницу, ведь часть нашей группы заказывала ужин в ресторане и он-то как раз у Триумфальной арки и находился. В общем, пока доехали (три электрички отменили и мы чуть было не пошли обратно в отель), пока нашли Лувр, пока встретили Новый Год с кучей другого народа на мостике влюбленных (как-то так само собой получилось)... В общем, нам предстояло в легкий дождик за 35 минут добраться от Лувра до триумфальной арки, а это, не побоюсь этой цифры - 4 с лишним километра. Ох как мы бежа-али! :) Успели, конечно, но такого марафона у меня еще не было.

Вид с Эйфелевой башни

Ну а на следующий день у нас была программа максимум: посетить Эйфелеву башню, погулять по Монмартру и купить сувенирчиков, поесть французской еды. Первое было осуществлено без особых проблем. Билет на 3 уровень был куплен за 14 евро с человека спустя 45 минут как мы встали в очередь, а на самом верху мы были спустя 1 час 15 минут с того момента, как подошли к Эйфелевой башне. Вид оттуда, конечно, завораживает...


Вид с Эйфелевой башни
на Елисейские поля и Монпарнас

Очень сложно фотографиями передать то, что видишь с огромной высоты. Под тобой простирается весь город с его улочками, проспектами, домами и грандиозными сооружениями архитектуры которые, отсюда, кажутся крохотными. Нам повезло - стояла тихая погода и ветер донимал не сильно, позволяя поснимать и полюбоваться окрестностями всласть.  Уровнем ниже - на втором ярусе башни, народу было, пожалуй, даже побольше, но и оттуда можно рассмотреть интересные вещи. С третьего яруса такого не увидишь и не снимешь, а вот со второго - запросто. Другой ракурс, другой масштаб и высота. Красотища-а...

А вот с первого уровня ничего особенного увидеть нам не удалось - высота уже не впечатляющая, дома заслоняют вид и перспективы никакой нет - скучно :) Зато спуститься со второго уровня до земли по ступенькам, не прибегая к помощи лифтов - это нечто!


Площадь Трокадеро
Погуляв еще около Эйфелевой башни и перекусив, мы отправились к метро на площади Трокадеро, а оттуда на Монмартр - самый высокий холм в Париже, где расположен собор Сакре Кер и куча всяких магазинчиков и ресторанчиков. Впрочем, там мы и закупились всем, чем хотели, а вот на поиск еды ушло порядочно времени. Около полутора часов мы искали свободную кафешку, где подавали бы супчик, которого так сильно хотелось. К сожалению, супчик не нашли, зато осели в ресторане, где поели лягушачьих лапок, мяса и рыбы. Счет, конечно, получился не гуманный, но на то это и отдых, чтобы неразумно тратить деньги на собственные удовольствия :)

В итоге в отель мы вернулись только к девяти вечера, прогуляв по городу около 12 часов, совершенно довольные и счастливые. Выпили бутылочку французского белого вина за 3 евро, прихваченного еще на Монмартре в винном магазинчике, которое оказалось божественно вкусным! Спать завалились уже ближе к полуночи, уставшие, но довольные.

Notre Dame de Paris
На следующее утро наша группа ехала подниматься на Монпарнас и кататься на корабликах по Сене, а мы просто ушли гулять. Отправили открытки домой с местной почты, которую оказалось довольно сложно найти, потому что вывеска у них столь невзрачная, что не спроси мы где именно она находится - ни за что бы не нашли. Прогулялись еще по сувенирным магазинчикам и съездили посмотреть на Нотр Дам де Пари. Отдельного упоминания заслуживает Парижское метро, второе по величине в мире. Билетик на поездку внутри города с неограниченным числом пересадок стоит 1.7 евро, но, как ни странно, они частенько не срабатывают и люди не сильно заморачиваясь перепрыгивают или подныривают под турникеты, а некоторые даже заботливо придерживают стеклянные дверки, чтобы этот финт было удобнее провернуть. В общем, даже у нас в метро я такого безобразия не встречал, зато как весело :)

Уличный музыкант в Париже
Кстати, не такое уж оно и запутанное это метро. За полчаса можно добраться практически в любую точку города, а станции расположены так близко друг от друга, что перемещение становится просто комфортным. Автобусами и прочим наземным транспортом мы не пользовались, хотя и таковой там имеется, но, с моей точки зрения, не сильно то он и нужен.

В общем, на Нотр Дам мы посмотрели, пофотографировались около него. Вход туда, как я понял, бесплатный, но очередь была большой, так что мы ограничились только наружным осмотром этого огромного и очень красивого сооружения.

Tour Eiffel
Ну и пришло, наконец, время отправляться обратно к автобусу и продолжать наше путешествие. Встречались мы на набережной у Эйфелевой башни, куда причаливают кораблики. Пока собрались, пока всех дождались - вот и ехать пора.

Брюссель, пл. Гран-Плас
Дальше нас ждал переезд до Брюсселя - столицы Бельгии, куда мы должны были приехать к вечеру. Честно говоря, смотреть в Бельгии особо не на что - страна практически полностью застроена и свободной земли там очень мало. Едешь по ней и кажется, что это один очень большой город - странное впечатление. Зато площадь в Брюсселе шикарная - красивейшая подсветка, классическая музыка и атмосфера какого-то вечного праздника. Люди танцуют, фотографируют, просто гуляют. А еще - там очень вкусный шоколад, по крайней мере, так говорят. Я его не пробовал, но люди закупали в магазинчике прямо-таки коробки. Наверное, я избалован, но на сладкое как-то не тянуло. Опять же, привычный уже поход за сувенирчиками и бегом в автобус - впереди нас ждал ночной переезд до Гамбурга.

Гамбург
Что я могу сказать насчет ночного переезда? Вполне терпимо, разве что устаешь все же так долго сидеть, но вдвоем вполне возможно сложиться валетиком и спать с более-менее выпрямленными ногами. Именно в этот переезд критичен плед и подушки - без них было бы ой как не сладко. Кстати говоря, сюрпризом для нас был именно Гамбург, когда наш гид сказала, что автобус стоит на стоянке 9 часов и никого не пустит - водители должны спать по европейским нормам и это могут в любой момент проверить. Как следствие, после двухчасовой экскурсии (смотреть там откровенно не на что) нам было дано 7 часов свободного времени, которое мы откровенно не знали куда девать. Кто-то пошел в магазины за покупками,  кто-то просто гулял, а мы отправились поесть колбасок и выпить немецкого пива. Набрели случайно на открытый рыночек на набережной, где продавалось куча всякого барахла и сувениров, правда ничего путевого себе не присмотрели.

Стокгольм
С трудом пережили эти 7 часов, право слово. Может быть потому, что не лег как-то Гамбург в душу, а может и просто подустали уже к концу путешествия, но хотелось поскорее сесть в автобус и продолжить путь, тем более, вечером нас ждал паром, где можно было ЛЕЧЬ!

С попеременным успехом добрались мы и до Травемюнде, где сели на столь долгожданный паром и отправились обратно через Северное море в Швецию. Дальше вся дорога протекала довольно однообразно, да и новых впечатлений было мало, так как здесь мы уже были. Разве что в Стокгольме побродили немного по магазинам, да в Хельсинки набрели на неплохой охотничий магазин, откуда я не смог не увезти хорошего финского ножа.

Стокгольм
В Питер вернулись раньше положенного, не в полночь, как рассчитывали, а около одиннадцати, хоть и провели на границе кучу времени из-за людей, оформляющих tax free и приличной очереди на въезд в Россию. Кстати, в сторону Финляндии граница была вообще свободна - пара машин стояла на паспортном контроле и всего то.

Родной Питер встретил нас небольшим "минусом" и легким ветерком.


Выводы.
1. Надувная подушка - крайне полезная в авто-путешествиях вещь. В сидячем положении можно вполне комфортно спать и не мучиться по пробуждении с затекшей шеей.
2. Плед или иная тонкая и компактная накидка в таких поездках крайне рекомендуется, в связи с тем, что соседи направляют кондиционеры в любую сторону, но только не только на себя, и вас вполне может продуть во сне.
3. Обязателен набор лекарств, содержащий как минимум средства, применяемые при простуде: колдрекс, фервекс, аспирин; а также обезболивающие: анальгин, цитрамон. Не помешают и средства для пищеварения: мезим, фестал, смекта. Пластыри также бывают полезны. Аптеки в Европе есть, но не всегда есть возможность в них зайти.
4. Термос или герметично закрывающаяся кружка здорово скрашивают жизнь в автобусе, куда можно налить горячего кофе или чая. Также, если рассматривать посуду, очень полезными оказались кипятильник и металлическая кружка на 300-500 мл, в которых можно вскипятить воду на пароме или в номере отеля, если там, вдруг, не окажется чайника. Нож с открывашкой и штопором также способствуют комфорту и дает возможность приготовить еду и открыть спиртное в автобусе или номере отеля, сэкономив немножко на фастфуде, которому обычно отдается предпочтение в таких поездках.
5. Одежду лучше подбирать таким образом, чтобы она была не тяжелой, компактной и, по возможности, многослойной. Куда лучше иметь пару тонких свитеров, вместо одного толстого. Сменная обувь желательна, но не обязательна - в автобусе можно просто разуться, а в чем ходить в отеле и на пароме - не суть важно. Шарф и шапка в прохладное время крайне желательны, так же как и перчатки, потому что ветра в северной Европе, да и в некоторых частях южной, бывают довольно сильные. Как следствие, и верхний слой одежды должен быть ветро- и влагоустойчивым. Небольшой зонтик пригодится практически на 100%, по крайней мере у нас из 9 дней дождик шел с той или иной интенсивностью - 5. Полезна также сушилка для обуви, потому что насквозь промокшие ботинки или кроссовки не так-то просто просушить быстро, а одевать с утра влажные - то еще удовольствие. Очень полезна одежда со множеством карманов, либо какой-то вид нательной сумки, чтобы была возможность удобно разместить там телефон, деньги и прочие полезные мелочи.
6. Для экскурсий и большинства прогулок достаточно иметь небольшой рюкзак или сумку, в которую можно положить фотоаппарат, зонт, теплую одежду, бутылку воды и не габаритные покупки.

Комментариев нет: