суббота, 26 июня 2010 г.

Организация группового похода

Большинство туристов предпочитают одиночным выходам походы групповые, как более легкие, безопасные и интересные. Не будем касаться здесь вопросов выбора "как идти" - одному или в компании, а остановимся на моментах организации и проведения подготовки к походу группой, состоящей из двух и более участников.

Эта статья предназначена прежде всего начинающим организаторам, которые имеют небольшой опыт формирования и ведения группы по маршруту, либо и вовсе не имеют такового. Конечно, организатор маршрута несет ответственность за безопасность всей группы, правильную подготовку и отбор кандидатур, распределение функциональных обязанностей, об этом, думаю, напоминать не следует.

Проработка маршрута путешествия.

Этим вопросом должен заниматься организатор, и продумать все нужно еще до того, как вы начнете собирать группу. Почему? Ответ прост: первые же вопросы приглашаемых участников будут, скорее всего, "Куда идем?", "На сколько идем?", "Сколько человек идет?", "Что будем там делать?" И вот на всё это организатор должен суметь ответить обстоятельно и подробно, по возможности, предоставив для ознакомления карту маршрута, информацию об интересных местах того района куда собирается группа, повременной план путешествия, хотя бы предварительный состав группы и ограничения в количестве участников, если таковое необходимо. Также небезынтересным для участников окажутся фотографии и видеоролики, статьи и отчеты о походах в те края, а порой, это станет решающим фактором в согласии или несогласии присоединиться к группе.

Первым делом, прошу вас, определите и сформулируйте для себя цель похода, чего и как вы желаете достичь, что вам для этого нужно и что вы собираетесь для этого сделать! 

Итак, проработка маршрута. Выбрав приблизительный район в котором будет проходить маршрут следования, вам первым делом необходимо найти, по возможности, самые подробные и точные карты той местности. Такие карты есть в сети в достаточном количестве и включают в себя огромное количество ресурсов, как то googlemaps, mikimapia, yandex-карты, карты генштаба различного масштаба, космоснимки и прочее-прочее. В одной из статей в этом блоге я уже упоминал программы, работающие с этими и другими картографическими ресурсами, настоятельно рекомендую ознакомиться.

С этими картами необходимо вдумчиво поработать, сопоставив в первую очередь, разные виды для выявления неточностей и устаревших данных. Работа эта по большей части творческая, придется сравнивать и накладывать друг на друга множество слоев, возможно где-то что-то дорисовывая. На карте однозначно стоит отметить:
- точку старта и точку конца маршрута, если они не идентичны
- месторасположение железнодорожных станций, автобусных остановок, лодочных станций, паромных переправ и прочих транспортных ключевых объектов
- возможные точки выходя к людям
- ключевые высоты
- мосты и броды если на карте нет соответствующих данных
- основные ориентиры для движения по маршруту: точки резкого изменения направления движения, озера, реки, ручейки, броды, мосты, переправы и т.д.

Также стоит собрать сведения о интересных объектах, расположенных вблизи прокладываемого маршрута - исторических, культурных, видовых и прочих. Возможно вы захотите посетить и их, сделать радиальную вылазку или даже остановиться у одного из них. Немаловажным будет также прорисовать маршрут и разработать альтернативные пути для каждого этапа похода, предусмотреть возможность экстренного выхода к людям и предусмотреть несколько альтернативных стоянок, мест для привала и т.д. В общем, нужно сделать так, чтобы на карте было четко видно как и куда вам двигаться, где обойти возникшее препятствие и куда выходить в случае ЧП.

Подобная работа хоть и кажется нудной и скучной, на самом деле очень затягивает и становится в удовольствие. Потратив несколько часов на подготовку маршрута вы сможете избежать очень многих проблем и неприятностей, которые могут вас поджидать в походных условиях, а также эта работа позволит развить предусмотрительность и умение выходить из экстренных ситуаций, потому что задавая себе вопросы о том "какие сложности могут встретиться вот на этом участке?" вы будете мысленно вспоминать возможные опасности в дикой природе и они не станут для вас полной неожиданностью в будущем.

Что делать с готовой картой решать вам, но я предпочитаю распечатывать ее в хорошем качестве в условиях типографий или даже фотоателье и в походе всегда держать под рукой. Такие карты, доработанные и подогнанные под индивидуальные нужды являются лучшими в своем роде, точными и сильно облегчают ориентирование в пути.

Кроме маршрута и карт местности организатор также должен составить план путешествия, расписав его по возможности точнее. В этом разделе подготовки нужно изучить и записать расписание транспорта, используемого группой, при том с запасом, перекрывая планируемое время возвращения. Выбор средства передвижения также играет немаловажную роль, хотя на протяжении многих лет самый распространенный вид - это поезда и электрички. Самолеты по ряду причин не подходят из-за ограничений на перевозку некоторых видов вещей, необходимых в походе, а машины требуют наличия места стоянки перед отправкой на маршрут. Можно также использовать общественный транспорт, но это наиболее медленный из всех возможных вариантов. Думаю, не надо упоминать о том, что группа перед отправкой должна в полном составе собираться заблаговременно, не опаздывая и не задерживая всех. Лучше приехать раньше и полчаса посидеть на вокзале или остановке, чем догонять группу изощренными путями.

Расписание же самого пешего похода должно составляться с изрядным резервом, ведь лучше прибыть к конечной точке маршрута раньше, чем постоянно торопиться и нагонять график. Вообще, жестко лимитировать время на каждом этапе не рекомендуется, допущения необходимы, особенно для несхоженной группы. Стоит иметь ввиду, что средняя скорость движения пешехода с рюкзаком редко превысит 4 км/ч по тропе или дороге, а по пересеченной местности упадет до 2 - 2,5 км/ч.

Если маршрут пролегает по пересеченной местности и имеет длину более 10 км стоит задуматься об организации привалов. Рекомендуется делать их каждые 5-7 километров, используя время остановки (в среднем 10-15 минут) для восстановления сил и корректировки движения, если таковая необходима.

Относительно состава группы решение должен принимать только организатор, сообразуясь с возможностями и уровнем подготовки каждой рассматриваемой кандидатуры. Лучше отказать человеку, обидев его, чем весь поход мучиться и укорять себя за слабость в принятии решения. Каких-то конкретных рекомендаций относительно пропорции мужчин и женщин не существует и, по-видимому, это не является существенным. По крайней мере стоит уяснить, что многие женщины и девушки в состоянии идти наравне с мужчинами, не доставляя каких бы то ни было неудобств. Однако, стоит заметить, что всю физическую работу придется взять на себя мужской половине группы, распределив по возможности женщин на хозяйственные работы, обустройство лагеря и приготовление пищи.

Каждый участник группы должен по возможности овладеть следующими навыками еще до похода:
- ориентирование на местности с картой и без
- создание очага и розжиг костра без вспомогательных средств
- постановка палаток и тентов
- заготовка дров
Остальные умения вторичны и придут с опытом, однако неплохо бы всем участникам похода ознакомиться со списком снаряжения всей группы и научиться пользоваться всеми вещами, входящих в экипировку. Особенно стоит отметить "печь-щепочницу", производимую компанией Экспедиция, как альтернативу классическому костру и идеально подходящую для приготовления пищи, кипячения воды и пр. Основная особенность данной печурки в том, что работает она на всяком мусоре и крайне экономна к дровам. На нескольких щепотках крупных веток и паре-тройки чурок она может вскипятить 1.5 литра воды всего за несколько минут. Обладая столь высокой производительностью печка-щепочница заслужила уважение у многих туристов еще и потому, что она разрешена к применению там, где разведение открытого огня запрещено законом. Почитайте мнения и отзывы о ней, научитесь пользоваться и она станет незаменимым спутником в путешествиях и пикниках.

Также, при наличии в группе GPS-навигаторов, все должны уметь с ними обращаться и знать как по его подсказкам выйти к той или иной точке. Как уже многократно писалось, навигатор ни в коей мере не заменит карту и компас, а лишь поспособствует более удобному и функциональному ориентированию на местности, определению собственного положения и в некоторых случаях сэкономит время и нервы. О подготовке навигатора к путешествию также можно почитать в приводимой выше статье. По крайней мере для начинающих путешественников этот прибор будет полезен и интересен, с опытом походов перейдя лишь из необходимого снаряжения в желательное.

Что же касается плана действий на маршруте и стоянках, то все определит цель похода и интересы его участников, здесь каждый выход на природу индивидуален и неповторим. Донести свои цели и объединить их с устремлениями группы прямая обязанность организатора и именно здесь в максимальной степени проявятся его способности к убеждению.

Снаряжение минимальное и необходимое.

Так как мы здесь рассматриваем условия пешего похода, когда каждый грамм веса приходится нести на своих плечах, то и отношение к снаряжению должно быть соответствующим. Оно должно быть легким и занимать минимум объема в рюкзаке,  в то же время оставаясь функциональным и удобным. Сначала стоит составить весь список снаряжения, который используется в туризме и может пригодиться в походе, а затем узнать, что вы можете взять с собой без оглядки на вес, объем и количество, собрав эти сведения у каждого члена группы. Далее этот полный и всеобъемлющий список имеющегося в наличии инвентаря подлежит урезанию со сведением количества снаряжения до необходимого минимума с учетом веса и объема, удобства и функциональности. В общем, оставить в списке только то, что по вашему мнению группе будет необходимо (не путать с тем, что группе не помешает) и этот список урезать еще, задаваясь вопросом "А действительно ли без этого мы не сможем обойтись?". Конечно, если чего-то не хватает из того что реально необходимо - это стоит купить или одолжить у кого-то из знакомых, но не перестарайтесь и в этом - в походе вещи порой теряются и выходят из строя.

Такой подход позволяет значительно снизить объем и вес рюкзака и приводит к тому, что все необходимое взято, а ненужное осталось дома. Конечно, хочется иногда взять с собой что-то не очень нужное в походе, но задумайтесь еще раз, ведь лишние граммы ой как чувствуются, когда идешь в дождь или палящий зной под рюкзаком.

Список снаряжения приводить здесь не имеет смысла, в сети полно всеобъемлющих статей на эту тему и найти их не является какой бы то ни было сложностью. В моих статьях есть несколько слов о том снаряжении, которое использовал или использую я с небольшим количеством комментариев и нюансов, но у каждого такой список свой и я бы очень порекомендовал составить его самостоятельно.

Распределение ролей в группе.

Если группа состоит из 3 и более человек ее уже можно рассматривать с точки зрения разделения обязанностей и ответственности за определенные этапы подготовки к походу и следования по маршруту. Здесь я перечислю возможные функциональные обязанности которые необходимо перекрыть, так или иначе разделив их между всеми участниками.
1. Организатор похода
2. Штурман
Требуется умение работать с разнообразным картографическим материалом, пользоваться компасом, ориентироваться на местности, выдерживать заданное направление движения. Комплектует набор штурманского оборудования (компас, курвиметр, линейка, угломер, планшет, часы). При необходимости уточняет маршрут по согласованию с руководителем. Осуществляет проводку группы по указанному руководителем маршруту, корректируя его на местности в зависимости от локальных препятствий. Выдерживает направление группы в необходимую точку, темп и продолжительность движения. Определяет положение на местности.
3. Завхоз
Требуется знание основ правильного питания применительно к походам. Составляет раскладку на поход, руководит закупкой продуктов. Распределяет продукты для переноски участниками. Указывает, что и когда готовить. Должен иметь информацию на любой момент о состоянии и местонахождении продуктового запаса. В случае нехватки продуктов производит корректировку раскладки.
4. Завснар
Требуется знание необходимого снаряжения для похода. Составляет список снаряжения, необходимого в походе. Руководит его подбором или закупкой. Проверяет его пригодность к эксплуатации. Контролирует подбор и комплектацию ремнабора. Распределяет снаряжение для переноски участниками. Должен иметь информацию на любой момент о местонахождении снаряжения. Несет ответственность за его сохранность во время похода.
5. Медик
Требуется наличие хотя бы минимальных медицинских знаний из области оказания первой помощи, фармакологии, общей терапии. Составляет список медикаментов, инструментов и расходных материалов для аптечки. Руководит их подбором или закупкой. Как правило, несет аптечку. Оказывает медицинскую помощь нуждающимся.
6. Ремонтник
Требуются руки, растущие из места несколько выше таза. Составляет список необходимого для ремонтного набора. Комплектует ремнабор. Как правило, несет ремнабор. Производит ремонт снаряжения, одежды, обуви, выдает необходимое для оборудования бивака. 
7. Хронометрист
Требуется умение писать в сложных условиях, желательно, грамотно и быстро. Покупает записную книжку и ручки. Ведет хронометраж, а лучше – дневник похода. Хронометраж должен содержать сведения обо всех переходах с указанием времени начала, направления движения, содержания перехода, времени окончания, а также сведения о дне в целом. Дневник, кроме того, содержит описательную часть, возможно, обширную.
8. Необязательные должности (Обычно разделяются между участниками, уже чем-то "озадаченными").
- Повар
Понятное дело – кашеварит и получает по зубам, если плохо. Интересные результаты дает разделение повара и завхоза.
- Кино-фотооператор
Подбирает и распределяет необходимую для увековечивания похода технику. Производит съемку хотя бы одним аппаратом. Отвечает за обработку материалов и предоставление их для отчета.
- Казначей
Составляет смету похода, корректирует ее по мере выполнения, хранит деньги и отчитывается о них перед руководителем и коллективом.
- Специалист по биваку
Знает, как наилучшим образом устроить бивак в конкретной местности (например, в трясине или на скальном балконе). Лучше, если руководит постановкой лагеря, просто замечательно, если все делает сам. Ответственен за создание комфорта.
- "Орел глазастый"
Наблюдательный, способный разглядеть дорогу с двадцати километров.
- Лось ломовой
Несет свой рюкзак, но, кроме того, способен тащить еще пару вместе с их дохлыми обладателями. Используется также для задания темпа при плохом настроении руководителя.
Разделение, понятное дело, условно и в большинстве случаев один человек выполняет несколько функций не мешающих друг другу. Тем не менее, этим списком отражены обязанности каждой функции, что полезно при их распределении и оценке тяжести возлагаемых на одного человека забот.

В материале статьи использована классификация по А.В. Затонскому.

1 комментарий:

Natali комментирует...

А вы ходили в горы со своим коллективом или коллегами по работе? Мы вот записывались тут https://climbingbrothers.org/gruppovye-pohody/ на восхождение на Эльбрус с юга. Восходили целым офисом, было очень круто. Так коллектив сплачен еще небыл) Очень интересный опыт тимбилдинга) У ребят кстати на все марщруты можно взойти своей группой, но мы все новички (кроме меня) по этому решили взойти по простенькому маршруту с юга)