среда, 30 июня 2010 г.

Кузнечное, оз. Ястребиное/оз. Дивное

Здесь представлен мой первый отчет о походе в район озера Ястребиного, что расположено у станции Кузнечное. Отчет досконально описывает маршрут следования, в самом конце приложена карта с самыми интересными объектами района и трэком.

Ястребиное vs. Дивное
Глава 1.
 Кузнечное-Карьер, выход на тропу Хошимина.

Мысль выбраться куда-нибудь на природу посещала нас уже давно, но реализовать ее мы решили лишь тогда, когда в Питере потеплело и настали погожие летние деньки. То что это была уже пора сессии нас не очень волновало, в конце концов оба мы в ГОС-экзаменах не видели ничего сверхъестественного и не переживали по поводу их сдачи.

Итак, мы снарядились тем, что на скорую руку собрали дома и у знакомых и двинули на ж\д станцию Пискаревка, где купили билеты и сели в проходящую электричку, следующую до Кузнечного. Цена билетов неприятно удивила - почти 200 рублей с человека в один конец! Жестоко. Теперь-то я понимаю, что надо было просто пару раз заплатить штраф за безбилетный проезд внутри проезжаемых зон (20 рублей) и не тратиться, ну да что ж теперь.

Путь до Кузнечного на электричке - занятие для любителей медитации, ибо занимает почти 3 часа и пока доедешь - пятую точку уже не чувствуешь, деревенеет капитально. Можно в электричке и вздремнуть, но так как ехали мы в обед - спать совершенно не хотелось. Уже через час пути, въехав в зону озер, на станциях начал выходить народ. Кто приехал просто купаться, кто с рюкзаками и сумками на шашлыки, а кто и просто по делам налегке. Додумавшись открыть окно и не обращая внимание на визги пассажиров (лучше садиться на сиденья, расположенные в самом конце вагона - можно будет открыть окна и дуть никому не будет), ехали, как говориться, с ветерком.

В пути время тянется как резиновое и если не смотреть на часы - кажется, что едешь уже целую вечность, и существует только перестук колес, мерно отсчитывающий пройденные километры и улетающие в небытие минуты. К концу второго часа путешествия в вагоне остается все меньше народа, становится тише и уже можно с уверенностью выделить тех, кто едет туда же куда и мы. Парни и девушки, сидящие в куче рюкзаков и сумок, общаются обособленно, но в то же время что-то их связывает в единое целое, какая-то черта, объединяющая всех туристов и путешественников. Возможно, это деловое спокойствие, отличающее опытных людей от желторотых новичков, а может, ощущаемая на расстоянии, готовность к неожиданным поворотам судьбы, что бы там она не запланировала.

Вот сидит молодая девушка лет двадцати пяти, одетая в слегка мешковатые штаны свободного покроя и легкую гортексную куртку. На ногах качественные трекинговые ботинки, повидавшие уже немало дорог и лесных троп, не новые, но все так же готовые сослужить своей хозяйке добрую службу. Девушка сидит раскованно и легко, устроившись на жестком деревянном сидении словно в дерматиновом кресле, и слушает свою спутницу. А вот и полная противоположность: развалившись на скамье как на домашнем диване, молодой человек лет 20 являет собой карикатурный телевизионный образ выживальщика-Рембоида. Камуфляжный костюм явно зарубежного милитаристского пошива с кучей карманов, пуговиц и застежек весь перекосился, китель выбился из-под ремня штанов и демонстрирует какую-то цветастую не то майку, не то футболку, рукава закатаны. На ногах непонятного происхождения берцы, чем-то смахивающие на детище отечественного обувного производства, шнурки завязаны, но "бантик" торчит во все стороны и свисает чуть не до пола. На широком армейском ремне слева висят какие-то монстрообразные ножны, закрепленные ремнями на бедре, карманы костюма топорщатся от обилия напиханного в них содержимого. Парень улыбается во весь рот и активно жестикулирует, видимо рассказывая своим спутникам что-то о своих подвигах и периодически прикладываясь к содержимому пивной бутылки, не то Будвайзера, не то Бака. Его камуфлированный рюкзак стоит на полу рядом с сиденьем, обвешанный самыми разнообразными подсумками, чехлами и элементами экипировки, во все возможные стороны торчат ремешки и крепежные конструкции, что делает его похожим на ощетинившегося дикобраза, выросшего до размеров сенбернара.

Такие разношерстные компании разбросаны по всем вагонам и количество энтузиастов-туристов, приезжающих на выходные в район Кузнечного можно воочию лицезреть на конечной станции, когда эта толпа всем скопом выдвигается в сторону лесного массива. Кто-то идет быстрее, кто-то медленнее, некоторые заходят в магазин при станции, чтобы докупить продуктов, воды или сигарет и отправиться по своим, только им известным маршрутам. Кстати, платформа там очень короткая, уже третий вагон стоит позади нее и спускаться приходится на землю.

Мы с Машей, не глядя на остальных, идем своим путем. От станции Кузнечное мы направляемся на северо-запад по укатанной асфальтированной улице Привокзальной вдоль железнодорожного полотна. Бросив взгляд на небо, оба замечаем приближающиеся тучи. Грозовые тучи, черным свинцом нависшие над горизонтом, мерно двигающиеся в нашу сторону. Не успев еще привыкнуть к тяжести рюкзака и постоянно его поправляя, я ускоряю шаг и стараюсь не думать какой нам еще предстоит путь и как мерзко будет идти в дождь. Пройдя до расположенного по левую руку переезда (пересечение с Приозерским шоссе), пересекаем железнодорожные пути и, отклоняясь дальше к югу, мы продолжаем путь в горку по обочине асфальтированной дороги. Почти на самом верху пригорка вправо уходит какая-то грунтовка, разделяющая огромное поле, на котором пасется зверье, и жилые дома, сиротливо стоящие чуть поодаль. Я сверяюсь с картой и мы держим путь дальше по асфальту.

Через 200-300 метров ноги начинают гудеть как пчелиный улей, а непривычные к таким нагрузкам плечи жалобно ныть, намекая на то, что пора б уже и привал сделать. Не поддаваясь на уговоры собственного организма и периодически бросая взгляд на все быстрее приближающиеся тучи, уже закрывшие солнце, мы с Марией упорно продолжаем идти по обочине дороги. Мимо проходит какая-то группа туристов, направляясь попутным курсом, и это придает нам сил. Однако, несмотря на обнадеживающих ребят, неугомонно щебечущих уже в сотне метров впереди, мне в голову закрадываются предательские мысли, что я где-то что-то упустил. Еще через километр пути мы настигаем остановившуюся на обочине группу, что недавно так резво нас обогнала, и я начинаю судорожно сверяться с картой. "Почему дорога идет туда, где нас нет? И где тогда мы, если там где мы должны быть нас нет?" - примерно так я рассуждал, кляня себя на чем свет стоит за непродуманность маршрута и непонятную генштабовскую карту крупного масштаба.

Спасибо Маше, она не стала тогда меня подначивать и упрекать за ошибку, стоящую нам сорока минут ходьбы не в том направлении! Да, глупо ошибившись, я увел нас значительно южнее, практически дойдя до поселка Богатыри. А тем временем тучи уже закрыли большую часть горизонта и в воздухе повисло удушливое ожидание. Так природа готовится к дождю. Я неоднократно был свидетелем подобных атмосферных метаморфозов, когда воздух становится вязким, словно хорошие сливки, и неподвижно висит, практически осязаемо давя на психику.

Грустно посмеявшись над собой и развернувшись мы двинулись в обратный путь. Дорога обратно была тяжелой еще и от осознания собственного дурошлепства, теперь-то я понимал когда и где нам надо было свернуть с этой треклятой дороги. Помните, я упоминал отворот грунтовой дороги на вершине холма около самого начала нашего маршрута? Так вот именно туда нам и надо было свернуть, чтобы углубиться в лес и продолжать идти в сторону Карьера - пока что главной цели нашего пути, так как дальнейшую дорогу я представлял себе лучше. Добравшись, наконец, до нужной отвилки и еще раз убедившись, что нам именно туда, мы уверено двинулись навстречу неизведанному.

Анализируя по прошествии времени этот наш крюк, я пришел к выводу, что не только моя ошибка явилась причиной такого начала пути. Топографические карты, что продаются у нас в магазинах - в большинстве своем переизданные топографические "двухверстки" 80-х годов и их точность и достоверность должна подвергаться очень жесткой критике. Дорога, на карте нарисованная практически прямой, на самом деле была извитой как ополоумевший уж с кучей мелких отвилочек и троп, уходящих в неизвестность. И вот эта самая извитость и отвилки очень хорошо корелировались с другой дорогой, уходившей в нужном нам направлении.

Итак, мы начали, наконец, путешествие в правильную сторону, свернув с грунтовой дороги влево на нужной развилке, и только я вздохнул с облегчением, как начал накрапывать дождик. Пока еще не смело, едва касаясь нас мелкими капельками, он каждую минуту все набирал и набирал обороты, и когда мы дошли до очередного разветвления, одна из дорог которого уходила вглубь леса по хорошо накатанной грунтовке, дождь уже становился серьезной проблемой. Была дана команда "достать дождевики" и мы споро извлекли на свет два целлофановых пакетика с легкими защитными средствами а-ля "бешеный леший". Одев эти балахоны на себя, а к счастью они оказались размера 60-го и рюкзаки под них легко влезли, мы с Машей покатились с хохоту. На лесной тропе стояли два горбатых гуманоида - один желтый, второй оранжевый, и пялились друг на друга из под низко опущенных капюшонов.

На развилке прямо продолжалась все та же грунтовая дорожка, плавно уходящая за холм, а налево шла ее сестра-близнец. Дождь зарядил серьезный и, похоже, надолго, а потому мы все же решились идти прямо, туда, откуда, казалось, доносился звук ревущих грузовиков и грохот погрузчиков. Пройдя с полкилометра мы оказались мало того что по уши в дерьме (и не только образно говоря), но и в низине меж двух отвесных холмов, поднимавшихся на несколько десятков метров вверх. Тут мне в голову снова пришла разумная мысль, что мы, видимо, зря польстились на эту дорогу, и надо было держаться левее. Еще метров через пятьдесят я смог-таки взобраться на один из холмов и оглядеться. Карьер тут и правда был, но маленький и чахленький, совершенно не тот, что был нужен нам!

Вот бли-ин! Вы бы знали, как я тогда озверел! Второй раз сбиться с маршрута, заплутать в трех соснах и нарезать еще один крюк не в ту степь... Это было чудовищно… Одно хорошо - дождик стал затихать, а то мы уже начали медленно вариться в собственном соку под этими душными дождевиками.

Далее последовало очередное возвращение с прыжками через лужи и грязь, маты про себя и вслух и, в итоге, продолжение движения по прежнему маршруту. Для тех, кто не понял, поясню - мы повернули направо на ту дорогу, по которой и шли раньше - грунтовку.

В этот раз я собрал воедино всю свою волю и интуицию и, черт возьми, на следующем повороте снова свернул направо! Как ни странно, нам повезло и, спустя два с лишним часа с приезда в Кузнечное, мы вышли-таки на верное направление.

Новая тропа вела нас сначала вглубь леса, а потом незаметно вырулила на опушку и перед нами предстало приличных размеров поле, тянущееся на несколько сотен метров слева от нашего маршрута. Тропу скрывала высокая трава и закрывающая ее изгиб опушка, но я был счастлив. Дождь окончательно кончился, но обложное небо не предвещало скорой ясной погоды. Комары, толпами носящиеся вокруг, очень хотели полакомиться свежатинкой, но тщательно пропитанный репеллентом костюм не подпускал их ближе 20-50 сантиметров. И, тем не менее, мы шли правильно, я был в этом уверен!

Рюкзак теперь не казался таким тяжелым и неудобным, ботинки, на которые налипло по пуду грязи, стали казаться домашними тапочками и мы припустили вперед. Вскоре тропа вывела нас к огромной насыпи щебня, лежащей перед... железнодорожными путями! Как потом выяснилось, это техническая ветка для транспортировки добытого на карьере щебня и прочих подобных погрузочно-разгрузочных работ.

Мы немного отдохнули на вершине этой кучи мелких камешков и решили двинуться налево вдоль путей - там вдалеке виднелся свет в какой-то халупе и мы рассчитывали спросить там, как же нам найти этот долбанный карьер. Идти теперь все же было легче, ничего не мешало по подсказке подкорректировать наш маршрут в любую указанную сторону. К слову, этой ж\д ветки и в помине нет на топографической карте, которая у меня была с собой, потому сами мы и не могли никак сориентироваться.

Через некоторое время, путешествуя вдоль путей, мы дошли до шлагбаумов и огороженной сеткой территории, куда заходила одна из многочисленных веток железной дороги. Огибая это небольшое препятствие слева, мы увидели на другом его конце открывшуюся дверь и вышедшего из сторожки охранника. Охранник был в цивильной одежде и без оружия, чему я немало удивился, ну да ладно. Поздоровавшись и объяснив ситуацию мы попросили помощи по выходу к карьеру, но охранник маршрута не знал. Зато (!) он связался по рации с начальником смены и выведал у него, что надо продолжать идти в том же направлении по начинающейся тут же грунтовке, пока не выйдем на развилку. На ней свернуть направо и мы на месте - выйдем как раз на БелАЗную дорогу, идущую вдоль карьера. Ну, мы именно так и поступили и нисколько не прогадали, уже через 15-20 минут выйдя на широченную дорогу.

Это был триумф и ликование, которому не было предела! Мы не прошли еще и половины пути, а радовались словно уже дошли. Однако, повернув по БелАЗной дороге налево и все время идя вдоль леса, оставляя его слева (направо много съездов в карьер) мы скоро дошли до кладбища техники. Это не такое и большое захоронение, но циклопические размеры экскаваторов и каких-то непонятных механизмов внушали уважение. Там их несколько стоит, а рядом валяется тридцатитонный ковш. Все это является отличным ориентиром для туристов, неизменным уже многие годы. Мы с Марией с удовольствием пофотографировали эту кучу железа, некогда могучего и грозного, а ныне стоящего в сторонке на вечном приколе. Сфоткали также и карьер, оказавшийся просто огромным!

По дороге то и дело ползали исполинские самосвалы БелАЗ, у которых одно только колесо в полтора человеческих роста. Тишину и умиротворение окружающей природы нарушали то и дело доносившиеся лязг и грохот, несущиеся со стороны глубоченной воронки карьера.

Продолжая идти прямо, мы успели вволю насладиться окружающими жутковатыми техногенными пейзажами. Странное там ощущение, честно говоря, идешь как по другой планете. Места красивые и не без изюминки, но несколько однообразные и унылые, нагоняющие тоскливые мысли.

Место, где берет начало тропа Хошимина уже фактически за карьером, то есть когда он останется сзади и справа можно начинать искать большой камень по левой стороне дороги. Впрочем, место это исхоженное и заметное, на камне даже что-то накарябано и рядом приколочена табличка с деревянной стрелкой, указывающей вниз, под откос, где и начинается без малого великая тропа Хошимина.

Итак, здесь самый сложный и тернистый путь заканчивается и начинается путешествие совсем другого характера, не без своих приключений и сложностей, конечно же, но от этого еще более захватывающее и интригующее! Читайте продолжение в следующей главе.

Пройденное расстояние: 8.8 км
Фактическая длина маршрута (без учета крюков): 4.6 км


Глава 2.
Карьер-Лагерь, тропа Хошимина.

В предыдущей главе я остановился на том, что главным героям, которых изображает ваш покорный слуга со своей верной спутницей Марией, удалось-таки найти путь к таинственной тропе Хошимина, преодолев множество невзгод и препятствий.

Достигнув заветного камня у начала тропы Хошимина, мы даже не сразу поверили, что нам это удалось. К тому моменту все неприятности были благополучно забыты, а главной темой для разговора стала "какой же охранник молодец". Рюкзак больше не давил мне на плечи и не норовил скособочиться, карта была больше не нужна и отправилась в рюкзак по причине абсолютного к ней недоверия, а ноги перестали гудеть, смирившись с участью и в очередной раз подтвердив пословицу: "дурную голову ноги лечат".

Секунду подумав, мы нерешительно ступили на очередной этап нашего приключения. Спуск с дороги был крутым и мелкий гравий вечно пытался увлечь нас в презабавнейшее действо - кувырок вниз головой. Скользя и пытаясь держаться за деревца и кусты, мы достигли земли.

Как же приятно ощутить ногами именно землю, такую мягкую и пружинящую, бережно принимающую вес твоего тела и заботливо оберегающую уставшие ноги. Тишина леса навалилась неожиданно и в первые мгновения дезориентировала, появилось ощущение, что звуки окружающего мира просто выключили, но это было не так. Здесь, всего в паре десятков шагов от грунтовой дороги и какой-никакой, но все же цивилизации, царили другие звуки. Тихо свиристела вдалеке какая-то птаха, журчала где-то вода. Шелест ветра в ветвях напоминал шепот, разносящийся теплой летней ночью над гладью воды, непонятный и таинственный, но такой знакомый и родной, он завораживал, перестраивая привыкшие к городскому шуму органы чувств на новый лад.

Спустившись на тропу, мы первым делом встретили двух каких-то туристов, копошащихся в нескольких метрах от спуска. Что они делали я помню не очень хорошо, но вроде как переобувались. Пройдя мимо и повернув за холмик мы увидели местность, несколько меня озадачившую и пролившую свет на поведение только что встреченной пары... Пересекая тропу строго перпендикулярно текла невеликая речушка метров пяти в ширину с берегами из жидкой грязи. Через все это безобразие были перекинуты бревна, имитирующие мостик. Ближайшее бревно, мерно качающееся на воде, не добавляло веры в благополучный исход переправы без подготовки. Поняв это, я скинул рюкзак и достал топор, намереваясь раздобыть нам две слеги, нещадно порубив какое-нибудь сухое деревце. Вблизи тропы ничего существенного не нашлось и мне пришлось углубиться в лес. Топор, как-то так вышло, не понадобился и обе слеги нашлись в подлеске, являя собой более-менее ровные палки, не ломающиеся от одного только взгляда.

Вернувшись к Маше и разобравшись со способом передвижения с использованием слеги, я первым двинулся на штурм водной преграды. Это не заняло много времени и уже через полминуты я стоял с другой стороны речушки, ожидая пока моя спутница присоединится ко мне.

Движение по тропе Хошимина довольно незамысловато и заключается лишь в лавировании между лужами, ручейками, разливами грязи и прочими прелестями. Уже через 10-15 минут ходьбы берцы промокают и, нахватав несколько сотен грамм липкой глинистой почвы, превращаются в обузу. Рюкзак в лесу уже не замечаешь - ну есть и ладно, к тяжести привыкаешь, приноравливаешься ни за что им не цеплять. Летающие большими табунами комары не доставляли мне особого дискомфорта, ибо одежда была предварительно пропитана Рафтамидом по найденной в сети схеме, да и Маша вполне с ними справлялась, хотя она пользовалась только ОФФом, нанося его на открытые участки тела. Слепни периодически также пролетали мимо, но не задерживались, ища, видимо, более ароматную добычу.

В общем, при соблюдении нехитрых правил идти по тропе Хошимина не проблематично, достаточно лишь перебирать ножками и смотреть чтобы не сбиться с пути. Тропа сильно петляет, постоянно то разветвляясь на десяток мелких и узких тропок, то снова собираясь в приличной ширины тракт, то поднимаясь на очередной холм, то спускаясь в низинку. Весь путь пролегает по лесу и кроме деревьев, травы и кустарника увидеть что-либо не представляется возможным, да и рельеф опять же способствует конспирации.

Речек, речушек, ручейков, луж, грязевых болот и прочей аналогичной прелести там более чем достаточно, так что расслабиться в пути вряд ли удастся, особенно по первости. Из-за того что Хошиминка тянется по лесу там довольно темно, особенно если двигаться в сумерки или ночью, но и с тропы сбиться сложновато, главное стараться придерживаться нужного направления.

Уже через полчаса пути становится понятно, что идти быстро не получится - мешают разливы грязи в низинах. Идя по холму кажется, что пройти каких-то 8-10 километров сущий пустяк, чуть больше часа пути, но не тут то было. Глубокие ручьи и речки в низинах, разлившиеся и превратившие тропу в скользкую грязь, мгновенно налипающую на обувь, замедляют передвижение до 2-3 километров в час, утомляют физически и морально.

Воды, кстати, на маршруте не хватает постоянно, а потому полтора литра на двоих были нами выпиты с превеликим удовольствием и около половины пути во флягах и термосах царила пустота, также не способствующая хорошему настроению. Однако, мы помнили, что конечная точка нашего путешествия - озеро, в котором-то воды навалом и напиться можно будет уже через несколько минут после прибытия на место.

А от того еще большее удовольствие испытываешь от сухих участков пути и, конечно же, от конца путешествия. А закончился наш путь можно сказать случайно, когда настроения продолжать двигаться уже не было, силы подходили к концу, а воды хотелось как рыбкам в пересохшем аквариуме.

Анализируя этот участок пути и прогоняя в голове все ошибки, совершенные мной как руководителем нашей маленькой группы, я прихожу к выводу, что:
- Стоит-таки научиться нормально пользоваться картой и компасом.
- Предварительная подготовка к походу просто-таки обязана включать в себя разработку и корректировку маршрута по различным картам, в том числе спутниковым.
- Оптимальна при походе в незнакомую местность и при небольших расстояниях карта 1:50000 или крупнее, максимально подробная и свежая.
- На маршрут нужно было тщательнее рассчитывать необходимый минимум воды и предусмотреть хотя бы один небольшой перекус.
- Нужно было взять вторую пару обуви - резиновые сапоги, которые бы решили проблемы передвижения по воде и грязи на 100%.
- Слеги необходимы при водных переправах и здорово облегчают движение посуху.
- Репеллент - forever! Рафтамид - отличное комбинированное средство от всего кровососущего - летающего и ползающего. Рецепт прост. Вечером перед походом распылите с расстояния 10-20 см содержимое баллончика Рафтамида на одежду (штаны + куртка), уделив особое внимание местам проникновения живности - низ штанов, лацканы и воротник куртки и зона пояса. Такая пропитка держится около 10-15 дней в сухую погоду и отлично помогает не нахватать клещей и уберечься от комарья и слепней.


Путь туда был полон новых открытий. Например, тропа на всем протяжении отмечена развешанными на деревьях кусками целлофановых пакетов, дабы указать путнику что он не сбился с пути.

Лишь позже я понял, что дорога Хошимина не зря так называется. Во времена нашей большой дружбы с Вьетнамом жил там один мужичок - Хо, который организовал для повстанцев во время Вьетнамской войны путь из южного Вьетнама в северный и обратно. Путь был проложен по непроходимым болотам и топям, броды через которые знали очень не многие и лишь Хо отважился помочь таким образом соотечественникам. Вот в честь него эту тропку и назвали, хотя ее качество явно лучше Вьетнамского пути.

С учетом нашего состояния не удивительно что я слабо запомнил этот отрезок пути. Но все же момент когда мы нашли место для стоянки я помню очень хорошо. Это случилось когда мы уже отчаялись дойти хоть до куда-нибудь, блуждая по "сумеречному" лесу, сменяя одну тропинку другой. Неожиданно на нашем пути возник очередной холм, показавшийся мне чем-то примечательным. На нем рос великолепный сосновый лес и практически не было подлеска, лишь в 10-15 метрах слева от тропы начинался густой кустарник. Почему-то это место заставило меня остановиться и осмотреться внимательнее. Начинающаяся за кустарником гора была метров двадцать высотой, пологий склон был густо покрыт мхом и травой, но кое-где просматривались выходы скальных пород. Мы с Марией решили много притормозить и прогуляться наверх дабы осмотреть окрестности, так как по моим предположениям местность эта здорово преобладала над остальным ландшафтом.

Мы неторопливо забрались на холм, старательно обходя сухостои и заросли кустарника. Каково же было наше удивление, когда мы увидели лежащее прямо перед нами озеро, разлившееся между крутых скалистых берегов и словно бы зажатое ими в тиски.

Противоположный берег был немного подболочен и лежал в низине, но туда мы и не собирались.
В то же мгновение было решено остановиться именно здесь. В полусотне шагов дальше по гребню скалы виднелось достаточно просторное пространство, очень удачно раскинувшееся между крутым склоном, ведущим к воде, и спуском к тропе. Место было идеальным, потому что если разбить там лагерь мы будем вне досягаемости посторонних наблюдателей со стороны дороги Хошимина, оказавшись прикрытыми кустарником и скоплением сосен, отгороженные расстоянием в 40-45 метров и крутым обрывом, а также очень удачно будем иметь доступ к воде. Так и порешили.
Пройденное расстояние: 5.5 км.

Глава 3.
Лагерь. оз. Дивное.

В местечке, что мы присмотрели под стоянку, есть лишь один недостаток - голая скала и ни грамма земли чтобы установить палатку. Тем не менее, я решил попробовать и с небольшими техническими трудностями все же растянул старую "геодезичку" между соснами. Колышков у меня и так не было, так что мы обошлись без них.

Накидав под палатку приличный слой лапника для создания мягкого "матраса", мы с Машей принялись за заготовку дров. Повалили сухую сосну, натаскали веточек поменьше и принялись кашеварить, раскочегаривая костер практически сырой после дождя древесиной. Выходило плохо, костер больше не горел, а дымил, пытаясь прогреться. В тот момент мне очень бы пригодилась щепочница или газовая горелка, но их с собой не было, а значит, приходилось выпутываться. Кое-как разогрев воду до теплой, я понял, что сегодня уже ничего не смогу - усталость после похода брала свое. Рискнув, я растворил несколько кристалликов марганцовки в кружке и выпил получившуюся розоватую жидкость. Вкус у нее тот еще, говорят акватабсы лучше (таблетки специально разработаны для дезинфекции воды в походах), но и этой гадости с собой не. Хочу заметить, что все обошлось безболезненно, даже не "пронесло", но лучше так не рисковать, а отстаивать воду, дезинфицированную таким образом минут 30-40.

Легли спать мы около часа ночи, благо на улице летом светло и не надо шарахаться по лесу с фонариком. Отличный сон на свежем воздухе, хочу я вам заметить, за 5-6 часов мы выспались так, как дома и за 10 редко когда отдохнешь. Насчет сна у меня тоже есть что сказать. Хоть и лето, а спать раздетым в палатке без спальника не комильфо, а у Маши его-таки не было, потому нам пришлось тесниться в одном - моем "коконе", совершенно на это не рассчитанном. Спать вдвоем там категорически не удобно - тесно до жути и все отлеживаешь за ночь, что утром конечности не гнутся.

Ну да не будем об этом, просто отмечу, что если нет спальника - лучше взять плед или тонкое одеяло, хоть что-то! В принципе, если взять с собой даже простой флисовый костюм для сна - уже легче будет.

Проснувшись утром, мы первым делом принялись за готовку, ибо жрать хотелось зверски - ничего толком с обеда не ели. Подсохшие за ночь дрова в этот раз почти не упрямились и горели сносно, а для того чтобы вскипятить воду и приготовить макароны с тушенкой многого и не надо. Снова упомяну альтернативные способы готовки - щепочницу и горелку, их все-таки надо иметь!

К обеду снова зарядил дождик и нам пришлось сооружать тент для костра - иначе он снова мог намокнуть и заартачиться. Сколхозить тент из дождевика, викторинокса и веревки - дело 5 минут, что я успешно и сделал. Теперь наш источник тепла и средство готовки было в относительной безопасности, потому мы завалились в палатку и еще немного подрыхли - в дождь на улице делать особо нечего, а спится просто великолепно.

В палатке было уютно. По скатам барабанил дождь и шуршал легкий ветерок, успокаивая и расслабляя.

На обед был супчик из заготовленных дома продуктов, что очень позитивно сказалось на настроении и самочувствии, а после обеда распогодилось! Тучки ушли куда-то, проглянуло теплое ласковое солнце и мы принялись нежиться в его лучах. Я наконец добрался до фотоаппарата, Маша тоже занялась изучением окрестностей и за этим нехитрым занятием минула вторая половина дня. Уставшие и довольные мы с удовольствием поужинали, распалив-таки костер найденной сухой березой.

Ну а ночью к нам заявились гости, да не простые, а самые что ни на есть местные - зверье шебуршалось в нескольких метрах от палатки, видимо, пришедшее на запах вечерней еды. Ну, покопошилось и убёгло. Немного стрёмно, конечно, лежать в палатке и слушать как рядом кто-то ходит и позвякивает чем-то из твоего снаряжения, но терпимо - никто никого не пожрал и даже не куснул. Может птица какая залетела, может зверек забрел - в тех краях и лисы есть, и зайцы… Всякие мелкие хищники могут кормиться у туристов. В общем, поволновались пару минут и дальше спать легли.

Следующий день был посвящен сборам и обратной дороге, о которой читайте в четвертой, последней главе.

Глава 4.
Дорога домой, тропа Хошимина.

Собравшись и двинувшись в обратный путь, мы были готовы ко всему, но только не к тому, что дорога окажется легкой и приятной. Мы много фотографировали, рассматривали природу, мимо которой прошли в первый раз, даже не заметив.

Множество живописных мест есть в тех краях, начиная от величественных скал и красивейших лесов, и заканчивая мелкими земноводными, ака лягушка, которых там на каждом шагу по дюжине. Вырубки и просеки, каменистые склоны и земляные валы, даже старые финские дома там есть (правда мы не видели, но это же не значит, что их там нет), встречаются странные фундаменты.

Дорога по уже знакомой тропе, чуть подсохшей после дождя, была прямо-таки приятной и заняла чуть больше 2 часов, так что если бы мы не блуждали в самом начале - дошли бы не такими уставшими. Тут же, прощаясь с такой гостеприимной и восхитительной природой, мы шли бодро, к тому же рюкзаки здорово похудели после того как мы съели всю еду.

Кипяченую воду и горячий чай мы залили во фляги и термоса еще в лагере, и на пути несколько раз останавливались на короткие привалы. Снова повторюсь - пить хочется постоянно и за 2-3 часа комфортно выпить около 1-1.5 литра жидкости.

На пыльную дорогу у Карьера выбирались с некоторой тоской, очень не хотелось покидать этот гостеприимный уголок. Очередной привал прямо на щебенке и мы снова идем по дорогам и тропам, отматывая километры на пути к цивилизации.

Обратная дорога была без эксцессов и проблем, дошли как раз вовремя, чтобы, купив воды и вкусняшек, погрузиться в электричку. Именно этот момент я считаю окончанием нашего похода - момент, когда тронулась электричка по направлению на Питер.

Пройдено всего за поход: 24.4 км
Истинное расстояние: 20.2 км
Не дошли до Ястребиного: 2.4 км

Сделанные выводы:
***Карту и путь следования надо готовить заранее, с просчетом различных траекторий движения, альтернативных маршрутов и ключевых точек. Также нужно предусматривать пути схода с маршрута на разных его этапах к ближайшим населенным пунктам и местам посадки на транспорт. Расписание движения транспорта должно быть максимально подробным и по времени перекрывающим весь маршрут с запасом.
***Воды в путь брать побольше, чтобы не мучиться на маршруте. Учесть, что по пришествии к месту стоянки готовой воды там не будет, потребуется развести огонь и вскипятить ее.
***Вторая пара обуви - очень приятное дополнение к снаряжению. Резиновые сапоги, даже самые дешевые, рюкзак не оттянут, а жизнь облегчат порядочно. В лагере лучше передвигаться в легкой обуви - кедах или кроссовках.
***Платить за билеты в такую даль - глупо. При составлении расписания должен прорабатываться учет пересекаемых зон, со списком станций "от и до" для контролеров.
***Печка или газовая горелка - штуки заменимые, но приятные в обращении. Горелка оправдывает себя больше в дождливую погоду, печка как средство приготовления пищи и кипячения воды, за счет экономичности и скорости работы.
***Оптимальным топливом для костра являются сухие березы, хвойные горят хуже и с большим количеством дыма.
***Коврик под спальник не жизненно необходим, но избавит от необходимости нарубать лапник и позволит более комфортно спать ночью.
***Дождевик - вещь крайне полезная, но фактически одноразовая, необходимо задуматься о покупке пончо.
***Полиэтиленовая пленка или тент очень нужны для расширения жилого пространства в дождливую погоду, путем прикрывания костра, припалаточной территории и т.д. 

Карта маршрута (ТРАФИК!)

Комментариев нет: