понедельник, 28 июня 2010 г.

Garmin eTrex - редактирование треков и маршрутных точек

Здесь мы рассмотрим операции с точками и треками в навигаторе и на компьютере, научимся их обрабатывать, перемещать с навигатора в компьютер и обратно, а также открывать и хранить их в MapSource.  Данная статья написана Сергеем Кузьминым и взята мной отсюда, содержит очень подробные инструкции, иллюстрированные фотографиями и объяснениями.

Хранение обработанных треков и точек и их загрузка в навигатор

 Рассмотренный метод редактирования, хранения и использование полученных треков может использоваться и в других навигаторах Garmin и Garmin eTrex либо полностью, либо частично - в зависимости от возможностей применяемого прибора. Описание метода - для навигатора Garmin eTrex Legend HCx.

Со временем у путешественников, туристов, охотников... при использовании навигатора и записи пройденного пути накапливается большое количество путей и маршрутных точек. Эта информация оказывается очень полезной в последующих выездах, но память прибора не безгранична и не может уместить все пройденные за множество поездок пути, а обилие маршрутных точек может повлечь неразбериху и связанные с этим неудобства пользования.

Видится два варианта перевода пройденных путей в удобный для дальнейшего использования вид.

Первый. Нарисовать треки непосредственно на карте в виде дорог и троп. Этот вариант слишком глобален и трудоемок (по крайней мере для моего уровня знаний всевозможных программ), да и не вижу особого смысла бесконечно редактировать карты с нанесением на них выуженной из треков информации. Стоит ли каждому рядовому пользователю становиться картографом и убивать на это дело время и силы? Кому-то явно стоит, но я предпочел другое.

Второй. Перегрузить привезенные треки в компьютер, отредактировать их, сократив тем самым количество точек каждого трека без потери его функциональности, архивировать в компьютере и перед поездкой необходимые треки загружать в навигатор. Память прибора позволяет загрузить 20 путей по 500 точек - редка ситуация, когда этого объема окажется недостаточно. Подобным образом решил поступить и с маршрутными точками, присваивая им уникальные имена.

Пойдя по второму варианту, со временем сформировалась определенная пользовательская система.

Загрузил в компьютер необходимые программы, завел в компьютере папочку с треками, лист MapSource назвал Вологодская, на нем лежат Вологодские треки - уже отредактированные. Такие же листы завел по Тверской и Московской, а также лист "Проезд по городам". На тест открыл чистый лист MapSource, на него скинул несколько треков и город - в принципе даже на 20 треков - минуты 2 ушло, ну даже если 5 уйдет, не существенно. Скинуть их на навигатор - это включить его, воткнуть в навигатор кабель и дать команду. Загружается моментом, ведь объем трека в 500 точек - около 8 Кб (475 точек - меньше 8 Кб). Удалить из навигатора загруженные для поездки треки при возвращении домой, чтобы его очистить - тоже не затратно по времени.

Поехав в поездку и затарившись необходимой информацией, где нужно включаю навигатор и пишу трек. Например, выехав в Вологодские болота на охоту при ходьбе по ним пишу трек, и при необходимости ориентируюсь при движении по нему (например ночью в болоте или лесу, или днем, если нужно оптимально выйти в определенную точку), либо при обходе грибниц в лесу при сборе грибов сориентироваться по оптимальному пути.

Приехав домой сохраняю нужные участки трека, загружаю их в компьютер и вычищаю память в самом навигаторе. Таким образом можно поступить и с точками. Теперь можно отредактировать трек, удалив участки ошибочных всплесков в стороны от трека и отфильтровав точки трека по времени и расстоянию. Исходя из того, что трек для нормальной загрузки в навигатор может содержать не более 500 точек, обрабатывать трек очень важно, ведь отредактированный и отфильтрованный трек в 500 точек - это очень огромный трек! Из практики - начальный трек в 250 точек легко ужимается до 50 и менее, что существенно не влияет на ориентирование на местности. В дальнейшем к измененному треку вручную можно дорисовать еще участки, сотворив целую сетку возможных путей.

Итак, идеальный трек создан и хранится в памяти компьютера. Сколько нужно времени, чтобы его загрузить в навигатор? Подсоединить навигатор к компьютеру, включить программу с нужным треком и нажать кнопку. Сам процесс загрузки трека длится менее 1 секунды.

Таким образом при подготовке к поездке можно загрузить в навигатор до 20 треков местности, куда есть вероятность свернуть от планирующегося маршрута. К примеру 20 треков по 500 точек - это практически все окрестности со всеми внедорожными участками озера Селигер и Верхневолжья!

Возможно профессионалам этот путь выглядит примитивным, но много ли их из того числа людей, которые топчут землю, имея с собой навигатор? Поэтому советы рассчитаны для помощи таким пользователям навигаторов, которым не особо важно замостить болото или лес сетью пройденных троп и нарисовать их на карте прибора, а которым достаточно временно скинуть на навигатор проложенные ранее тропы перед посещением этого болота вновь.

Начну с манипуляций с самим прибором и с основ записи трека в навигатор.

Органы управления навигатором

Слева на корпусе навигатора (если смотреть на него) 3 клавиши - 2 верхние клавиши Изменения масштаба и клавиша Меню/Поиск (нижняя).

На лицевой стороне клавиша Ввод/Манипулятор, справа клавиша Выход/Страница (сверху) и клавиша Питание (снизу). Итого 6 клавиш. В Руководстве пользователя подробно написано в какой ситуации и какая клавиша что делает, эти вопросы не рассматриваем, будем лишь касаться того, как использовать их для работы с треками.

Изменим терминологию. Левые клавиши - верхняя, средняя, нижняя (кнопки), лицевая - джойстик, правые - верхняя и нижняя.

Включение навигатора - нажимаем правую нижнюю кнопку и удерживаем ее в нажатом положении, пока не услышим звуковой сигнал (важно в темное время суток). Прибор включается, но экран не подсвечивается.

Включение подсветки - нажимаем на эту-же кнопку один раз коротко. При этом на экране появляется шкала подсветки, но экран не подсвечивается (указатель на шкале находится в самом низу). Сместив джойстик вверх, подсветка регулируется в сторону увеличения, становясь все более яркой.

Есть и второй путь включения подсветки- после общего включения прибора (звуковой сигнал) нужно сделать два коротких нажатия на эту-же кнопку и подсветка включится почти на максимальную величину. При этом после второго короткого нажатия будет слышен короткий звуковой сигнал. После включения подсветки джойстиком можно отрегулировать ярче-тусклее. Описанный путь (с двумя короткими нажатиями не отражен в Руководстве пользователя, но работает (по крайней мере на моем приборе).

Запись пути в Журнал треков

Включаем навигатор и при необходимости подсветку.
Ждем когда прибор найдет спутники и инициализируется. При этом происходит автоматическое переключение прибора на страницу с картой.

Нажимаем на правую верхнюю кнопку до появления на экране страницы Главного меню (фото 1).

Выделяем джойстиком иконку "Пути" и нажимаем кнопку джойстика. Появляется страница треков (фото 2).


В верхней части страницы надпись "Журнал треков" и правее "Вкл" и "Вык". Выделяем джойстиком "Вкл" и жмем кнопку джойстика (эта функция доступна только при включенном режиме приема спутников!). В поле "Вкл" появляется точка - Журнал треков включен и весь пройденный путь при наличии достаточного сигнала спутников заносится в Журнал. При временном выключении прибора или при отсутствии достаточного сигнала запись прерывается, но при последующем включении (пусть и в сотнях км от предыдущего места) запись пути в Журнал продолжится. При необходимости пользования навигатором и одновременном отсутствии потребности в записи пути в Журнал треков, переходим на страницу треков (описание выше), выделяем джойстиком "Вык" и жмем кнопку джойстика - запись в Журнал прекратится до ее последующего включения.
Таким образом запись ведется до полного заполнения журнала (100%).

Страница Журнала треков содержит 4 кнопки "Настройки", "Стереть", "Сохр." и "Обр. путь".
Выделив джойстиком и нажав кнопку "Настройки" попадаем на страницу Настройки журнала треков (фото 3).

Первая надпись "Стирать при заполнении" и зона с галочкой около нее. При выставленной галочке журнал запишется на 100% и запись продолжится за счет стирания самых старых путей (на практике, 100% - это немалый объем и если процесс не запускать, то 100% заполнения журнала и потери самых старых данных трудно добиться).

Кроме этого на странице есть возможность выбора метода записи точек трека (по времени и расстоянию) и интервала. Меня вполне устраивают для будущего редактирования установленные по умолчанию Авто и Норма. Кнопка "Настройка Карты Данных" позволяет вести записи на карточку microSD, но особого смысла в этом тоже не вижу.

Цвет трека позволяет выбрать изображение трека на странице карты, но об этом - позже.

Создание и сохранение путей из Журнала треков

Открываем страницу Журнала треков (фото 2). На ней имеются 4 кнопки, среди них "Сохранить". Выделяем ее джойстиком и нажимаем его кнопку. Появляется надпись "хотите сохранить весь трек?" и 2 кнопки "Нет" и "Да". Выбираем "Нет" (фото 4)


На экране навигатора появляется страница сохранения пути с картографическими данными и отображенным треком (в данном случае выбран синий цвет трека). Наводим курсор на участок трека, который нужно сохранить. Переключив масштабирование карты на более подробное средней левой кнопкой на корпусе навигатора (300, 200 или 120 метров), наводим курсор на начало нужного участка (при этом кратковременно выделяется надпись "5-АВГ 11-41" и жмем на кнопку джойстика (фото 5).

  
После нажатия появляется флажек и надпись "START". Переводим курсор на конец нужного участка (фото 6) и жмем кнопку.

  
При этом возможно появление таблички с временными данными сохраняемого участка трека, в этом случае выбираем желаемое время (фото 7).

  
При этом появляется страница Сохранения пути, но не с картографическими данными, а с данными полученного пути. Выделяем его название по дате и присваиваем пути более удобное имя. (фото 8)


Подобным образом можно нарезать из Журнала треков любое количество Сохраненных путей (естественно не более 20, что ограничено возможностями прибора). Сохраненный путь не означает удаления из Журнала треков информации о нем, и возможно сохранение нового пути с использованием любого участка предыдущего пути.

При обработке таким образом Журнала треков нужно помнить, что если прибор включался на запись Журнала треков в Вологодской области, а в следующий раз в Псковской, то эти участки не будут соединены линиями, и обработав Псковские участки журнала, перед его очисткой нужно вспомнить, что в Журнале треков находятся данные по Вологодской области и всем иным местам, где включался прибор.

Обработав все интересуемые участки Журнала треков и сохранив пути, можно очистить Журнал, освободив память для будущих поездок. Для этого на странице Журнала треков (фото 2) выделяем и жмем кнопку "Стереть". При этом появляется надпись "Вы действительно хотите стереть пут. журнал?" и две кнопки "Нет" и "Да". Выбираем "Да". Журнал треков очищен, Сохраненные пути остаются на этой-же странице в нижнем поле (фото 9).
  
Данные по Сохраненным путям не отображаются на карте. Для отображения выделяем джойстиком нужный путь и нажимаем кнопку джойстика. Отображается страница Сохраненного пути с его данными. Выделяем надпись "Вывести на карте" и жмем джойстик, в зоне надписи должна появиться "галочка" (фото 10).


Выбранный путь отображен на карте. Подобным образом, ставя "галочки", можно отобразить на карте любое количество из сохраненных путей, либо не отображать ненужные в данный момент.

Перенос сохраненного пути в компьютер

1. Устанавливаем драйверы USB и программу MapSouce Trip and Waypoint Manager, загрузив входящий в комплект навигатора компакт-диск.

2. В моем случае компакт-диск содержит версию 5.0, а по опыту интернет-сообщества необходима версия не ниже 6.10.2 Поэтому устанавливаем более позднюю версию отсюда: http://www8.garmin.com/support/download_details.jsp?id=209 На данное время это версия от 20 апреля 2009 года 6.15.6

3. Открываем программу MapSouce и сохраняем чистый лист MapSouce.

4. Если идти по моему пути, заводим в компьютере папку для сохраненных путей, помещаем лист MapSouce в эту папку и даем ему название "Для связи с навигатором". У меня это выглядит так: (фото 11)

5. С помощью кабеля, входящего в комплект навигатора, подключаем навигатор к компьютеру.

6. Открываем лист "Для связи с навигатором", включаем навигатор (нижняя левая кнопка на корпусе), и на открытом листе MapSouce нажимаем кнопку "Получить с устройства" (либо нажимаем Передача --- Получить с устройства...) При этом на листе появится окошко "Получение с устройства" с отображением данных навигатора (необходимо подождать для инициализации) и запросом, что именно нужно получить - Карты, Маршруты, Маршрутные точки, Треки. Выбираем необходимое ( в данном случае "Треки" ) и жмем кнопку Получить. (фото 12)

7. В навигаторе звучит короткий звуковой сигнал и на листе MapSouce появляется окошко с уведомлением, что передача завершена. При этом навигатор самостоятельно выключается.

8. В окошке "передача завершена" жмем ОК. Название трека ( Трек "Проба" ) с данными, что он содержит 60 точек, отображается в списке листа MapSouce. (фото 13)

В данном случае перенесен один путь ( Трек "Проба" ), т.к. в памяти навигатора содержался только он.

9. При желании удалить пути из памяти навигатора - включаем навигатор, открываем страницу Журнала треков (фото 2), выделяем Трек "Проба" и жмем на кнопку джойстика. Открывается страница Сохраненного пути данного трека. Выделяем кнопку "Удалить" и жмем ее. Подтверждаем запрос о удалении пути. Журнал очищен и память свободна для занесения в нее с компьютера 20 путей.

10. Дополнительно к листу MapSouce - "Для связи с навигатором" открываем из папки для сохраненных путей (фото 11), лист "Треки все, исходники". На листе "Для связи с навигатором" выделяем правой кнопкой мыши Трек "Проба" и копируем его. Открыв лист "Треки все, исходники", в зоне описания треков нажимаем "Треки" (фото 14) и расположив курсор в перечне треков, правой кнопкой мышки вставляем трек "Проба" в список. После этого На листе "Для связи с навигатором" выделив Трек "Проба" правой кнопкой мышки, удаляем его. Лист очищен и готов для переноса данных с компьютера в навигатор и наоборот.
11. Для отображения любого трека из перечня, два раза щелкаем мышкой по его названию. При этом открывается окошко "Свойства трека". Нажав на кнопку "Показать на карте" (правый нижний угол" и затем "ОК" (правый верхний угол), трек отображается на карте. (фото 15)


 Редактирование сохраненного пути в программе MapSource

Поскольку редактирование сохраненного пути "Проба", содержащего 60 точек, не будет особо показательным, рассмотрим редактирование пути "Охота".Немного о пути "Охота". Изначальный трек записан за несколько передвижений на автомобиле (нижняя часть трека) и за несколько пеших переходов по болоту (верхняя часть трека рядом с "охотничьими" маршрутными точками). Трек содержит в некоторых местах наслоения точек при дважды пройденном пути. Изначальная длина трека составляет 37,4 км и содержит 492 точки (что составляет практически максимум в 500 точек, которые может содержать память навигатора).

Для удобства пользования создаем дополнительный лист MapSource, открыв чистый лист "Для связи с навигатором" и сохранив его под именем "Для редактирования". Открыв дополнительно к этому листу лист "Треки все, исходники", правой кнопкой мышки выделяем путь "Проба" и, скопировав его, вставляем на лист "Для редактирования". В моем случае, туда же скопирован путь "Охота" и соответствующие ему маршрутные точки. Дважды щелкаем на трек и в открывшемся окошке "Свойства трека" выбираем "Показать на карте" и "ОК". (фото 16)

  
В окошке "Свойства трека" отражены:
- перечислены все точки с 1 по 492, длина отрезков между точками, направление отрезка в градусах и позиция (координаты) каждой точки,
- кнопка "Инвертировать". При нажатии на нее начало трека и его конец поменяются местами, т.е 1-я точка станет 492-й, 2-я соответственно 491-й и т.д,
- кнопка "Фильтр". При нажатии на нее появляется окошко "Фильтр трека", позволяющий удалить точки по времени, пройденному между фиксацией навигатором соседних точек (данная величина вносится вручную), по расстоянию между точками (данная величина вносится вручную), либо автоматически, задав максимальное количество точек в отредактированном треке. Выбрав подходящий вариант, отредактировать трек не вызовет никаких сложностей. (фото 17)


Поскольку сохраненный путь "Охота" содержит и дублирование точек при прохождении пути дважды, и длинные ровные перегоны по асфальту, и достаточно ответственные повороты при движении по болоту, ни один из предусмотренных вариантов - ни по времени (пешее и автомобильное время разное), ни по расстоянию (на асфальте прямой участок может составлять сотни метров, а на болоте "вырезать" повороты неразумно), ни автоматически, - нам не подходит, а максимально сократить количество точек (без потери качества, особенно на болоте), очень желательно, поскольку на следующей охоте к сохраненному пути добавятся новые тропы и их неплохо отразить в дальнейшем в составе этого-же пути. Следовательно необходимо редактировать трек вручную.

Инструменты для редактирования

1. Инструмент увеличения-уменьшения (фото 18, п.1)
2. Инструмент Рука. (фото 18, п.2)
3. Инструмент рисования трека. (фото 18, п.3)
4. Инструмент удаления трека. (фото 18, п.4)
5. Инструмент разделения трека. (фото 18, п.5)
Примечание. На версиях MapSource выше 6.13.7 инструмент объединения треков может работать некорректно, соответственно версия должна быть от 6.10.2 до 6.13.7, но практически для обработки своих треков (а их не бывает очень много) этот инструмент не нужен.
Перечисленных инструментов достаточно, чтобы вручную отредактировать трек.


Редактирование трека вручную

В первую очередь при различных увеличениях участков трека нужно определить те места, где трек дублируется в результате не-однократного его прохождения (проезда) в режиме записи в Путевой Журнал. Участки или запомнить (в принципе достаточно - при просмотре после редактирования бросятся в глаза), или зарисовать на бумаге.

Далее нужно просмотреть весь трек при подробном увеличении и вспомнить, где и какие участки он содержит. Участки можно разбить на следующие группы:
1. Автомобильный по трассе. Участок характеризуется большими прямыми перегонами и относительно малым количеством поворотов. Цена ошибки при редактировании невелика - если ехать по трассе, то мало кого собьет с толку, если поворот по навигатору будет на 50 метров раньше или позднее, либо автомобиль на навигаторе будет двигаться иногда в 20 метрах от дороги.
2. Автомобильный по бездорожью. Участок чаще всего характеризуется большим количеством поворотов на малых расстояниях. Цена ошибки зависит от характера бездорожья, но в любом случае невелика (хотя и выше, чем в предыдущем случае), поскольку сбившись с пути, автомобиль уйдет от трека и это будет заметно и исправимо.
3. Автомобильный по населенным пунктам. Участок также с большим количеством поворотов на малых расстояниях. Самая высокая цена ошибки из автомобильных участков, поскольку сбившись с пути вернуться может быть проблематичным, либо (в случае крупных деревень например) - лучше лишний раз глаза не мозолить и не пылить.
4. Пешеходный простой. Участок пути по ровной твердой поверхности (поле, лесная грунтовка, явная тропа). Цена ошибки невелика, поскольку в любых погодных условиях и при любой освещенности откорректироваать движение не составит проблем.
5. Пешеходный сложный. Участок пути по сложному рельефу либо по сложной поверхности (лес без троп или по едва заметным тропам, с оврагами, кочкарником, ручьями и речушками, либо сильно захламленный повалеными деревьями, с заросшими участками вырубок и т.п.; либо болото). Цена ошибки высока, особенно при движении ночью (частое, практически ежедневное явление на охоте к примеру). Цена ошибки в этом случае может быть от ночевки в лесу до переломанных ног-рук и даже "пропал без вести".
6. Лишние (чаще крайние) участки пути, которые не являются актуальными и подлежащие удалению.

Рассмотрев трек и определившись, где какие участки он содержит, можно приступить к редактированию. (Путь "Проба" удаляю, чтоб он не смущал)

Редактирование

1. В масштабе 20 метров смотрим на края трека. Видим, что у точки Охотуправление (которая должна быть крайней) трек продублирован, а у точки "3 сосны гусь" есть лишний участок из 3-х отрезков. (фото 19)


Используя Инструмент разделения трека. (фото 18, п.5), наводим его на трек таким образом, чтобы выделить лишние отрезки трека и разделяем его. (фото 20)


В списке треков видим, что из одного трека получилось три, содержащие 4, 15 и 475 точек. Поняв, что треки в 4 и 15 точек являются лишними, выделяем их в списке правой кнопкой мышки и удаляем. Трек содержит уже не 492 точки, а 475 (при этом оставшийся трек теперь носит название 001, но это исправимо). (фото 21)


2. Для лучшего ориентирования по участкам трека (город, трасса, бездорожье, болото и т.п.), на их границах ставим маршрутные точки (Инструмент маршрутной точки); после редактирования трека точки удаляются.

3. Начинаем редактирование отрезков трека с наиболее простого края (от "Охотуправления" ). Помня о том, что эта часть пути проходит по населенному пункту, стараемся не вносить больших погрешностей.

4. Для редактирования отрезков используем Инструмент удаления трека (фото 18, п.4). Редактировать допустимо отрезки, составляющие прямую линию (или по крайней мере имеющие небольшой угол между собой). При редактировании наводим Инструмент удаления трека на пару редактируемых отрезков и, нажав, удаляем точку между ними. При этом из двух отрезков получается один, соединяющий по прямой линии две крайние точки изначальных двух отрезков, соответственно удаляется и центральная точка между отрезками. Новая линия соединения крайних точек еще при наведении Инструмента удаления трека отображается в виде дополнительной линии (хорошо видна при значительной величине угла между отрезками) и дает судить о погрешности нового участка трека. (фото 22)

5. Подобным образом редактируем все отрезки трека, не трогая те, углы между которыми считаем важным сохранить. При этом особое внимание по точности нового трека уделяем (по мере уменьшения важности):
- пешеходным путям по болотам и захламленным лесам (на которых любые повороты желательно сохранять),
- автомобильным путям по бродам через реки, ручьи, путям через овраги, склоны, рядом с обрывами, болотами и т.п.,
- автомобильным путям по населенным пунктам,
- автомобильным путям по простому бездорожью,
- пешеходным путям по легкому рельефу и поверхностям,
- автомобильным путям по трассам.

В результате редактирования трека из начальных 492 точек осталось 246, причем трек функционально не пострадал.

6. Открываем окошко "Свойства трека" и просматриваем все отрезки, обращая внимание на их длину.
Несмотря на редактирование, трек содержал отрезки длиной 2 м, 1 м, 1 м, 1 м, 0 м, 1 метр. Удаляем их. Трек стал содержать 240 точек.

На фото 23 изображены часть трека 1 (до редактирования, участок "по болоту", содержащая 222 точки) и аналогичная часть 2 (после редактирования, содержащая 125 точек). Участок "по болоту" подвергся очень бережному редактированию и функционально не пострадал, однако стал "весить" на 97 точек меньше, что составляет по количеству точек 56% от изначального.

На этом редактирование трека можно было бы считать законченным, если бы он не содержал продублированных участков на бездорожье в тех местах, где трек делает "петли" (фото 24)


7. Эти участки можно облагородить, чтобы трек выглядел более аккуратно. Для этого применим Инструмент разделения трека (фото 18, п.5) и Инструмент рисования трека. (фото 18, п.3)
- Просматриваем трек, определяя, где начинаются продублированные участки. В близости от первых продублированных участков Инструментом разделения трека делим трек на два отдельных.
- Намечаем оптимальную траекторию "петель" (с целью не рисовать лишних точек).
- В списке треков выбираем тот из них, который не содержит дублированных участков. Он выделяется на странице.
- Выбираем Инструмент рисования трека, щелкаем правой кнопкой мышки и выбираем из предложенных "Создать новый трек" и "Редактировать текущий трек" второй вариант. При этом от конечной точки трека к инструменту тянется линия. Если линия тянется от второго конца трека (от точки "Охотуправление" ) то дважды щелкнув на треке в списке треков и раскрыв тем самым окошко "Свойства трека" нажимаем кнопку "Инвертировать". Начальный и конечный участки трека поменяются местами и появится возможность дорисовывать трек с нужной стороны.
- Используя максимально подробный масштаб (20 метров) и ориентируясь на отрезанную часть трека (от точки к точке), дорисовываем редактируемый трек.
- Удаляем второй трек, ставший ненужным (тот, по которому ориентировались при рисовании).

8. Редактирование трека завершено. Из исходных 492 точек (практического максимума памяти навигатора) трек стал содержать 236 (что составляет менее половины памяти) и при последующих поездках в тот район возможно дописывание новых путей на близрасположенной местности и дальнейшее редактирование трека с целью его расширения.

Присваиваем треку имя и сохраняем его в папке той области (фото 11), к которой он относится.

Немного статистики редактирования. Данный отредактированный трек запишем как 492(236)-48% , где 492 и 236 - исходное и конечное количество точек и 48% - количество точек в отредактированном треке от количества в неотредактированном.

Реально отредактированные треки к примеру содержали:
288(87)-30% - смешанный, как и рассмотренный "Охота",
105(28)-27% - по городу,
203(46)-23% - на автомобиле по легкому бездорожью,
250(27)-11% - на автомобиле по тяжелому бездорожью (навигатор писал на вынужденных остановках в движении).

Средняя величина на примере этих 5 разнообразных треков составляет 32%. Как видим, смысл в редактировании есть, и немалый, поскольку в случае редактирования память навигатора разместит 3-х-кратный объем полезной информации.
Присвоение имени трекам и точкам

Вопрос о имени становится актуальным с течением времени, когда треков и точек накапливается определенное количество. Связано это с тем, что возможножности навигатора в этом отношении ограничены - маршрутная точка может содержать не более 14, а трек не более 13 знаков (включая пробелы).

Каждый в зависимости от своих интересов может решить по-своему, поэтому просто расскажу о моей классификации.

Первая буква в имени точки или трека содержит информацию о формате поездки:
О - охота,
Р - рыбалка,
Г - грибы,
Т - туризм (отдых),
К - краеведение (посещение интересных мест),
П - покатушки,
Я - ягоды (используется для точек).

Далее пробел и три буквы, отражающие территориальность по областям:
Тве - Тверская обл.,
Мос - Московская обл.,
Яро - Ярославская обл. и т.д.

Далее пробел и три буквы ближайшего крупного населенного пункта или иного объекта:
оСе - оз. Селигер,
Ист - г. Истра,
Тут - г.Тутаев и т.д.

Далее пробел и три буквы ближайшего населенного пункта или иного объекта, который ассоциируется с окрестностями трека:
Сос - сосна,
Лис - д. Лисавино,
Кам - камни и т.д.

Таким образом оказались использованы 13 знаков и трек или точка легко расшифровываются и вспоминается "что там хорошего". Кроме того, их легче сортировать при загрузке с навигатора в компьютер и наоборот.

Например, название трека "Т Тве оСе Сос" говорит о том, что он относится к туризму или месту отдыха, находится в Тверской области на озере Селигер, и на поляне, на которой расположен бивак, растет красивая запоминающаяся сосна.

14-й символ в названии точки мне удобнее использовать в последней серии букв.
Например "Г Мос Дач Бе01" говорит о том, что точка относится к грибнице, расположенной в Московской области в окрестностях дачи, грибница белых грибов под условным номером 01 (их в принципе больше 9).

Немного иначе присваиваются имена трекам транзитного проезда по городам. Например название трека "Гор Тве Ржев" говорит о том, что он относится к трекам транзитного проезда по городам, город находится в Тверской области и называется Ржев.
Перенос треков с компьютера в навигатор

1. Для переноса открываем лист MapSource "Для связи с навигатором" и все листы с треками, которые нужно перенести в навигатор (можно это делать последовательно). Лист "для связи с навигатором" должен быть изначально чист.2. Выбрав лист MapSource с любым из треков, подлежащих переносу, наводим курсор на название трека и щелкаем правой кнопкой мышки по нему. Выбираем "Копировать", открываем лист "Для связи с навигатором" и в поле для списка треков щелкаем правой кнопкой мышки и выбираем "Вставить". Трек скопирован для переноса.

3. Подобным образом копируем и переносим все необходимые треки, "собрав" их на листе "Для связи с навигатором". По времени на перенос двадцати треков (максимума для памяти навигатора) потребуется менее двух минут.

4. Подсоединяем навигатор к компьютеру, включаем его и на листе MapSource с треками жмем кнопку "Отправить на устройство". Открывается окошко отправления и подождав, когда компьютер инициализирует навигатор, ставим "галочку" в поле "Треки" и нажимаем "Отправить". После завершения передачи (сама передача 20 треков длится менее пары секунд) навигатор самостоятельно выключается. Его можно отключить от компьютера.

5. Закрываем лист "Для связи с навигатором" и на запрос о том, сохранить ли Изменения на листе, отвечаем "Нет", поскольку скопированные в него треки нам не понадобятся ни сейчас, ни при последующем использовании листа.

6. Включаем навигатор, на странице Главного меню выбираем "Пути" и на открывшейся странице треков (фото 2) в списке Сохраненных путей видим все перенесенные в навигатор пути (до 20 штук). Треки при этом не выведены на карту. Для их отображения выделяем джойстиком необходимый трек и жмем его кнопку. Открывается страница Сохраненного пути. Выделяем надпись "Вывести на карте" и жмем джойстик, в зоне надписи должна появиться "галочка" (фото 10). Выбранный путь отображен на карте. Подобным образом, ставя "галочки", можно отобразить на карте любое количество из сохраненных путей, либо не отображать ненужные в данный момент.

7. По возвращении из поездки удаляем все сохраненные пути из навигатора, выбрав на странице Сохраненного пути "Удалить" (фото 10) и подтвердив открывшийся запрос на удаление.

В свободное время выделяем из Журнала треков новые интересующие участки, переносим их на компьютер, обрабатываем и редактируем треки из компьютерного архива с учетом новых данных (если таковые появились), либо создаем и редактируем новые пути.

Маршрутные точки

Маршрутные точки совместно с записанным треком разнообразят информацию и позволяют в дальнейшем лучше ориентироваться на местности и при частом передвижении найти более оптимальный путь. Злоупотреблять количеством маршрутных точек не стоит и ими следует фиксировать на навигаторе наиболее "ключевые" места, такие как бивак, место охоты или рыбалки, обширную грибницу, мостик или брод, источник питьевой воды и т.п. Тем не менее, при нахождении на "новом" месте для лучшего ориентирования и в дальнейшем для возможности выбора целесообразного минимума точек, стоит отмечать все примечательные места.

Общий принцип создания на местности маршрутных точек прост и подробно описан в инструкции к навигатору.

Большое количество одинаково обозначенных точек вносит путаницу и поэтому стоит каждой точке соответственно ее тематике присвоить соответствующий Символ и Имя. Свежим точкам, созданным на местности, стоит присваивать наиболее понятные Имена, например "3 сосны гусь" или "бивак1" и т.п. Повторов при присвоении таких имен только свежим точкам получить трудно (навигатор не в состоянии запомнить 2 точки с одним именем). В дальнейшем при редактировании треков на компьютере неактуальные точки в сочетании с треком хорошо видны и их следует удалить.
Перенос маршрутных точек на компьютер

Перенос осуществляется совместно с переносом Сохраненных путей, при этом в окошке "Получение с устройства" (фото 12) отмечаем "галочкой" не только поле "Треки", но и поле "Маршрутные точки". Все точки, содержащиеся в навигаторе, будут перемещены на тот-же лист MapSource и отобразятся при нажатии на кнопку "Маршрутные точки". Треки и точки следует скопировать для неотредактированного архива на лист MapSource "Треки все, исходники", а затем вновь скопировать на лист "Для редактирования". Все содержащиеся в навигаторе и листе MapSource "Для связи с навигатором" треки и точки следует удалить. Трек редактируется и затем, удалив лишние точки, оставшимся точкам присваиваются правильные Имена в соответствии с разделом "Присвоение имени трекам и точкам".

Обработанные треки и точки копируются и сортируются по областям (фото 11).

Перенос маршрутных точек с компьютера в навигатор

При переносе комплекта треков из компьютера на навигатор на лист MapSource "Для связи с навигатором" копируются не только треки, но и соответствующие им маршрутные точки. Перенос точек производится синхронно с переносом треков и не требует никаких дополнительных действий.

Изменяемые символы маршрутных точек

В памяти навигатора содержится множество символов маршрутных точек. Но зачастую большая часть символов конкретному пользователю оказывается не нужна. Более того, неплохо иметь "собственные" символы точек, которые наиболее ясно отражают символ точки в конкретном формате поездки и исходя от "капризов" пользователя.

Сервис данного навигатора содержит 24 точки (с 000 по 023), чьи символы можно отредактировать самостоятельно.

Для этого необходима Гарминовская программа xImage.exe. Эта программа дает возможность выгружать и загружать изменяемые символы точек в виде файлов в формате .bmp. При этом присутствуют ограничения - файлы .bmp должны быть размером не более 16х16 пикселей и содержать не более 256 цветов.

Кроме этого, программа позволяет сохранить на компьютере "screen shot" - картинку на экране навигатора, но об этом позднее.

Используемые программы

MapSource For Legacy Operating Systems software version 6.11.5 от 7 декабря 2006 года. Наиболее правильно (по отзывам интернет-сообщества) работает с редактированием треков (на версиях MapSource выше 6.13.7 инструмент объединения треков может работать некорректно, соответственно версия должна быть от 6.10.2 до 6.13.7)
Скачать можно здесь: http://www8.garmin.com/support/download_details.jsp?id=3313

MapSource software version 6.15.11 от 01 февраля 2010 года. На данный момент самая свежая версия. Несмотря на некорректную работу "Инструмента объединения треков" пользуюсь этой версией (указанный инструмент на мой взгляд неактуален)
Скачать можно здесь: http://www8.garmin.com/support/download_details.jsp?id=209

xImage software version 2.3 от 23 марта 2005 года.

Скачать можно здесь: http://www8.garmin.com/support/download_details.jsp?id=545

В том случае, если при переходе по какой-либо ссылке не открывается нужная страница с загрузкой указанной программы, то следует обновить страницу в Вашем браузере или воспользоваться сервисом поиска сайта http://www8.garmin.com, указав в нем наименование и версию программы. Нужные страницы могут не открываться сразу, а при открытии окажется, что адрес программы - именно указанный. Доступ к программам проверен на момент написания статьи.

2 комментария:

narrator комментирует...

Ссылку поправил, спасибо :)

dtaras80 комментирует...

Вот здесь есть статьи о том как можно работать с треками в онлайн

http://www.gpsholiday.com/Article.aspx?id=8a1450eb-930d-4ce9-8eae-6cbfadd8ccb6

http://www.gpsholiday.com/Article.aspx?id=cf41e3f8-e734-4070-b074-9ab64a71bfef

http://www.gpsholiday.com/Article.aspx?id=ce5cd1fd-163a-4a88-bc23-6f7a083af86b