суббота, 26 июня 2010 г.

GPS в походе


Несколько лет назад, когда я впервые услышал о GPS-навигации, мне подумалось: "Как же здорово было бы использовать такой в походе!" И вот сейчас, когда они стали доступны любому человеку, когда точность определения координат достигла радиуса в несколько метров, когда новые чипсеты позволили уверенно держать сигнал даже в мокром от дождя овраге, я тоже обзавелся этим удивительным устройством и решил поделиться особенностями использования GPS-навигаторов в условиях походов.


В данной статье использованы не только личные наблюдения, а также материалы из других источников, в итоге, я надеюсь, получилось собрать все самое важное и интересное для обычного пользователя. Если вам захочется погрузиться в этот вопрос глубже, разобраться с технологиями и особенностями GPS-систем, вы найдете в сети огромное количество информации на профильных сайтах. Здесь же я буду рассматривать все вопросы на примере самых распространенных и, возможно, лучших навигаторах - Garmin.

Для начала хочется развеять некоторые слухи вокруг навигаторов:1. Вопреки сложившемуся мнению, навигаторы ничего не излучают, а работают только на прием как радиоприемник и может одновременно принимать сигналы 12 спутников, производить вычисления и отображать на экране их результаты.

2. За использование навигационного оборудования не взимается абонентская плата. Купив навигатор вы сможете им пользоваться совершенно бесплатно и сколь угодно долго.

3. Навигаторы не так дороги, как принято думать. В связи удешевлением технических решений и электронных компонентов, реализующих большинство функций системы спутниковой навигации, цены на навигаторы постояно снижаются.

Источник:
Освоить базовые приемы использования GPS можно за пару дней. Другое дело - научиться применять его рационально, в комплексе с другими методами ориентирования.
GPS, как ботинки, лучше покупать и "разнашивать" заранее, до многодневного маршрута. Начните с прогулки в ближайший лесопарк, возьмите GPS в "поход выходного дня". Опробуйте базовые приемы ориентирования. Используйте показания прибора для сверки с теми выводами, которые вы делаете по карте и компасу.
Многие из владельцев GPS какое-то время чувствуют на себе "синдром притяжения" - желание включать прибор и любоваться умной стрелочкой всюду, где только можно (в электричке, в населенном пункте, на автобусной остановке и так далее). Через некоторое время это проходит. GPS становится подручным средством ориентирования и занимает свое достойное место в арсенале современного туриста.

Подготовка маршрута.

Навигатор можно использовать "как есть", с набором поставляемых в комплекте карт или даже без них, можно покупать или скачивать из интернета свежие карты и путевые точки, создавать свои, оптимизировать и настраивать все под себя, но в любом случае перед серьезным использованием навигатора в походе необходимо провести специальную подготовку по прокладке будущего маршрута. Даже если вы никогда не были в районе, куда планируете пойти, наверняка в сети есть соответствующие карты с возможностью определения координат и, даже, прокладкой маршрута.

Делать это можно по-разному. Во-первых, можно вводить все нужные координаты и маршруты в навигатор вручную, но путь этот очень долог и труден, и используется только в случае, если нет доступа к компьютеру или возникают проблемы с определением навигатора операционной системой. Существует более простой и быстрый способ - подключить навигатор к компьютеру и перенести координаты в автоматическом режиме, которым в основном и пользузются. В этом случае вам понадобится программное обеспечение, способное работать с различными картами, а лучше еще и со спутниками, способное считать координаты той или иной точки. Лучшая, с моей точки зрения, программа, отвечающая всем этим требованиям - это SASPlanet. Программа позволяет облегчить подготовку будущего путешествия и, используя разные карты и космоснимки, составить максимально точный маршрут. Она проста в использовании и полностью русифицирована, имеет доступ к более чем 50 различным картам, включая генштабовские, googlemaps, wikimapia, yandex-карты и др.

Существует также программа OZIexplorer, работающая с любыми картами, которые можно отсканировать, фотографиями карт и пр. По ней очень много статей, в которых расписан порядок действий и особенности работы с данной программой, так что проблем быть не должно. Программа, кстати, также полностью русифицирована и доступна для скачивания в интернете.
Ссылки на статьи по подготовке карт и работе с OZI:
Приемы работы
ОЗИ
Помощь по OZI
OZI
Еще немного
И наконец еще чуть-чуть

Я обычно использую обе программы в паре, форматы у них совместимы, а суммарный функционал стремится к бесконечности. Возможно, вам будет удобно пользоваться чем-то одним, а возможно и вы оцените преимущества обеих программ и научитесь использовать их совместно.

Теперь давайте поговорим о собственно подготовке маршрута следования. Для этого необходимо определить ключевые точки, через которые так или иначе вам придется пройти, повороты дороги, отдельно стоящие деревья, одинокие строения и пр. То есть те объекты, которые трудно не заметить и мимо которых вы вы будете двигаться. Даже в случае если у вас нет конкретного маршрута и вы намерены идти "куда глаза глядят", можно отметить важные с точки зрения ориентирования места в районе путешествия. В принципе, на этом можно и остановиться, подготовленной информации введенной в навигатор уже будет достаточно для уверенной привязке к местности и помощи при экстренном сходе с маршрута. Но если вы решили довести подготовку до конца, то придется повозиться и вручную вычертить маршрут по картам, которые есть у вас в распоряжении. Работать нужно в максимальном разрешении карты чтобы не упустить кажущихся незначительными деталей рельефа или поворотов троп/дорог. Также крайне желательно сверять проложенный маршрут с другими доступными картами и космоснимками дабы избежать ошибок какой-то одной карты и не попасть с этим впросак.

Подготовив маршрут и ключевые точки, скопировав их в навигатор и купив запас батареек переходим к собственно использованию навигатора на маршруте.

Маршрут.

В настройках записи трека, который бывает очень полезен как непосредственно в походе, так и в последствии, дома, для анализа пройденного пути, я предпочитаю выставлять "интервал" в 20-50 метров, чтобы не было сильных "зубцов" от погрешностей измерения координат, которые порой возникают при параметрах "авто" и "по времени". Также удобными настройками являются "зоны сигнализации" - выставление расстояния до ключевой точки, при приближении к которой выдается звуковой сигнал. Это помогает не оглядываться постоянно на экран навигатора и в то же время знать когда проходишь что-то существенное.

Интересный вопрос - как носить навигатор в походе, когда за плечами рюкзак, карманы набивать не хочется, а убирать далеко - значит снижать качество сигнала. Современные навигаторы, конечно, позволяют прятать их под одежду или в наружные карманы рюкзака, продолжая работать без потери качества сигнала, но злоупотреблять этим не стоит. Кто-то носит приемник на шнурке, повязанном на шею, кто-то цепляет к лямке рюкзака или на пояс, и все эти варианты правильны и зависят по большей части от личных предпочтений, но что стоит запомнить, так - чем ниже приемник, тем слабее сигнал. К тому же, в дождь навигатор, как бы он не был влагозащищен, стоит убирать под дождевик или запаковывать в герметичную упаковку. В таком случае удобнее положить приемник в нагрудный или нарукавный карман, чтобы сохранить уровень приема сигнала спутников, одновременно защитив сам прибор.

Никогда в походе не стоит полагаться только на показания навигатора - это все ж таки электронный прибор, который может выйти из строя в самый неподходящий момент. То есть навигатор ни в коей мере не исключает умения пользоваться картой и компасом, навыков ориентирования на местности и, самое главное, внимания на маршруте. Однако при вдумчивом использовании и бережном обращении он станет вам хорошим помощником и верным спутником в путешествиях.

Комментариев нет: